решение и воплотить его в жизнь, а также способность управлять самим собой, самоопределяться в рамках необходимости в соответствии со своими личными интересами, убеждениями, совестью и т.д. Это, в свою очередь, проявляется в тенденции возрастания социализированное™, то есть в расширении и углублении связей с обществом, его институтами и другими людьми. Таким образом, доминантой социального воспитания учащихся в учебном заведении является личностный подход, абсолютное признание достоинства каждого студента, его права на выбор, собственное суждение, самостоятельный поступок. Меняются акценты: личность учащегося не объект воздействия, а субъект социальной деятельности. Личностный подход предполагает организацию процесса социального воспитания как взаимовлияния личностей. Новые смысловые константы предполагают и новую педагогическую среду содружество педагогов, коллег, социальных работников, родителей, единомышленников в социальном становлении будущих специалистов. Говоря об американском студенте как субъекте социального воспитания, нужно подчеркнуть его отличие от своего российского сверстника. Он взрослее, естественнее, непринужденнее и смелее для того, чтобы выступить перед аудиторией в двадцать человек, в две тысячи или двести миллионов. С детства ему (ей) поощрялась связь и дружба с детьми разного возраста, пола, этнического происхождения, потому что рафинированная по этим признакам среда ослабляет действие социальных законов и увеличивает действие биологических. В результате вырастают махровые цветы насилия, раболепия, слепого подчинения, унижения. Вот почему в школе дети живут не внутриклассной, а общешкольной жизнью, и внешкольная общественная работа ведется и в молодежных, и во взрослых организациях. В Америке нет "нашистов”, и на возглас "наших бьют!" никто не откликнется. Те же спонтанные всплески общественных беспорядков, о 112 |
111 С учетом американского опыта моделирования социальной работы со студентами как ее субъектами, нами делается вывод, что необходима не столько внутренняя перестройка деятельности российского учебного заведения, сколько активизация и педагогизация его связей с другими элементами системы, с социокультурной средой, а также серьезной теоретической и практической переподготовки педагогов и воспитателей в целях изменения ими педагогической ситуации в учебном заведении и характера взаимодействия с детьми. В США существенно изменена сама роль учебного заведения как субъекта социальной работы. В далеком прошлом, когда семейные формы воспитания стали явно недостаточными, преподаватель "присвоил'’ себе часть родительских функций. Ныне некоторые его функции стали проблематичными, а исполнение отдельных "ролей" встречает сильный протест, как со стороны учащихся, так и самих педагогов. И задача состоит в том, чтобы сделать учебное заведение организатором и координатором всей системы социального становления подрастающего поколения. Функционирование учащегося как субъекта социального действия подразумевает также его личную свободу, которая понимается как специфически человеческая, избирательная и согласованная активность индивида в процессе его целенаправленной и целесообразной деятельности, как возможность самостоятельно осуществить выбор, принять решение и воплотить его в жизнь, а также способность управлять самим собой, самоопределяться в рамках необходимости в соответствии со своими личными интересами, убеждениями, совестью и т.д. Это, в свою очередь, проявляется в тенденции возрастания социализированное™, то есть в расширении и углублении связей с обществом, его институтами и другими людьми. Таким образом, доминантой социальной работы с учащимся в учебном заведении является личностный подход, абсолютное признание достоинства каждого студента, его права на выбор, собственное суждение, само 114 т.е. генерация субъектности должна быть взаимной. Нами выявлены и проанализированы также "позиции" социальных педагогов, социальных работников в организации социально-педагогической деятельности и дана их следующая классификация: патронажная позиция "сверху", при которой педагог со своих "привилегированных высот" протягивает всем нуждающимся "внизу" руку помощи и поддержки; партнерская позиция "на равных", которая предполагает снятие дистанции, взаимный обмен мнениями и вопросами, в результате чего у учащегося возникает желание откровенно поделиться своими проблемами, доверительно выслушать совет, с готовностью последовать рекомендациям. В данном случае и специально организованная консультация имеет вид обычной беседы; позиция советника, когда соци&пьный педагог выступает как лицо, более компетентное в обсуждаемой проблеме, помогающее учащемуся в ней разобраться, найти приемлемый выход. В этом случае учебное заведение утрачивает черты социального института тоталитарного типа и приобретает черты учреждения, главной задачей которого является социализация молодого человека в условиях становления социума, основанного на началах плюрализма, свободы выбора и личной ответственности каждого: и педагога, и учащегося. Говоря об американском студенте как субъекте социальной работы, нужно подчеркнуть его отличие от своего российского коллеги. Он взрослее, естественнее, непринужденнее и смелее для того, чтобы выступить перед аудиторией в двадцать человек, в две тысячи или двести миллионов. С детства ему (ей) поощрялась связь и дружба с детьми разного возраста, пола, этнического происхождения. Потому что рафинированная по этим признакам среда ослабляет действие социальных законов и увеличивает действие биологических. В результате вырастают махровые цветы на 115 сияия, раболепия, слепого подчинения, унижения. Вот почему в школе дети живут не внутриклассной, а общешкольной жизнью, и внешкольная общественная работа ведется и в молодежных, и во взрослых организациях. В Америке нет "нашистов", и на возглас "наших бьют!" никто не отомкнется. Те же спонтанные всплески общественных беспорядков, о которых периодически пишут газеты, к "нашизму" не имеют отношения, так как подчиняются правилам не организации, а толпы. С детства у американского школьника воспитываются чувство собственности (своей и чужой), уважение к "закону о нарушении владения". Должно быть достаточно только надписи "Проход запрещен!", только знания того, что туда нельзя заходить, этого нельзя брать или трогать. В большинстве американских школ и во всех университетах не существует такого понятия как "учебная группа" в нашем российском понимании, т.е. студенты с момента поступления не приписаны к какой-то группе, состоящей из 15-25 студентов, с которыми они будут учиться все 4-5 лет, и, естественно, нет должности "куратора" группы. Американский студент, как правило, энергичный, молодой человек, предпочитающий самостоятельно устраивать свое будущее и не быть обузой для родителей. Он стремится быть личностью, суверенной и самодостаточной. В университете царит культ познания и культ работы. Библиотеки работают допоздна, а в выходные дни и в период сессии до полуночи, некоторые кафедры и лаборатории круглосуточно. Отношения между преподавателями и студентами демократичны и неформальны. Это отношения единомышленников, увлеченных общим делом, что понятно исключает выговоры, нотации, наказания. Отношения строятся с позиции "ПРЕЗУМПЦИИ ПОРЯДОЧНОСТИ (10, с.36)". На лекциях и семинарах поощряется дух дискуссии, стремление защитить собственное мнение, даже если оно диаметрально расходится с мнением |