цивилизации при сохранении социальных, культурных, политических и иных различий и противоположностей. Известно, что вплоть до 90-х гг. на программах, содержании, общей направленности воспитания подрастающего поколения в странах Запада отражалась идеологическая конфронтация с Советским Союзом. Умами учащихся в капиталистическом мире практически безраздельно владел «образ врага» в виде СССР. Во второй половине 80-х гг. этот образ заметно потускнел. В социальном воспитании за рубежом все более зримо пробиваются ростки мышления, чуждого «холодной войне». Активизируются демократические педагогические силы, представители которых несут в школу объективную информацию о перестроенных процессах, происходящих в современной России (39, 201, 211). Важное значение для преодоления бездуховности, антиобщественного и противоправного поведения студентов за рубежом имеет модернизация традиций воспитывающего обучения. В русле этой модернизации целенаправленно пересматриваются программы профессионального образования. Разумеется, такой пересмотр имеет определенную идеологическую заданность. Вместе с тем резкое увеличение объема преподавания общественно-политических дисциплин, внедрение новых курсов этого цикла содействовали выработке «иммунитета» против антиобщественных поступков, воспитанию цивилизованных граждан (119, 189). К сожалению, приходится констатировать, что сегодня имеет место как излишняя переоценка, даже известная абсолютизация зарубежного, прежде всего, американского опыта, так и его недооценка. С одной стороны, существует тенденция считать, что в США уже проторены дороги к решению чуть ли не всех социальных проблем и нет смысла тратить нам время на поиск своих путей, лучше взять в готовом виде уже проверенные американские модели (причем не только современные, но и прошлых лет). С другой стороны, встречаются и утверждения, что изучать нам |
7 систем, поиска работоспособных механизмов стимулирования интеграционных процессов. Кроме того, изучение и анализ различных событий в области социального становления молодежи развитых стран становится сегодня фактически нормой нашей жизни и научного взаимодействия. Отечественная литература об организации социальной работы с учащейся молодежью в США фрагментарна и невелика. К тому же, в печати имеет место как излишняя переоценка, даже известная абсолютизация американского опыта, так и его недооценка. С одной стороны, существует тенденция считать, что в США уже проторены дороги к решению чуть ли не всех социальных проблем молодежи, и нет смысла тратить время на поиск своих путей, лучше взять в готовом виде уже проверенные социальные модели (причем не только современные, но и прошлых лет). С другой стороны, встречаются и утверждения, что изучать американский опыт не обязательно на том основании, что у нас свои трудности, свои проблемы и своя специфика их решения. Обе эти позиции полярны. Необходимо отвергнуть старые предубеждения и новые стереотипы, относящиеся к нашим коллегам в западном полушарии, оценить реальные успехи американцев в области социальной работы с учащимися и уяснить для себя, в чем именно следует идти другими путями. На это обращают внимание и сами американские специалисты (В.Девор, Б.Лэгей, В.Поллард и др.), которые призывают не копировать опыт США, а более глубоко разобраться в нем, чтобы общие тенденции развития социальной работы в мире нашли адекватное отражение в национальной практике и, тем самым, обогащалась мировая теория и практика социальной работы. Американский опыт в области социальной работы с учащейся молодежью отнюдь не единый, собранный в целостный комплекс и универсальный опыт. Он очень разнообразен, многолик и несводим к единому знаменателю. И нельзя экстраполировать конкретный опыт какого-нибудь |