программ социальной помощи, а также максимально увеличивает студенческий опыт освоения окружающей социальной действительности, что является также важной задачей социальной работы в учебном заведении. В России слово "волонтёр” сегодня получает достаточно широкое распространение, как впрочем, и само волонтёрское движение. Это выглядит несколько странным в наш век "коммерциализации" и рынка, ведь "волонтёр" человек, работающий на добровольных началах, на благо общества. И волонтёры работают именно там, где бессильны и рынок, и государство, решая важные социальные задачи. К сферам применения волонтёрского труда относятся: экология, археология, реставрационные работы, социальная помощь детям, инвалидам, престарелым. В российской и советской традиции плодотворная социальная сверхурочная деятельность была крайне развита. Ошибочно также думать, что субботники были достоянием советской системы. В других государствах подобная форма деятельности благополучно существует и по сей день, с той лишь разницей, что там устраивают субботники сами граждане. Можно констатировать, что, возвращаясь в воспоминаниях к прошлому, советскому образу жизни, большинство людей испытывают чувство неполноты, неудовлетворенности настоящим, ощущают некий "социально-досуговый" вакуум: неужели вся жизнь заключается в том, чтобы зарабатывать на хлеб насущный? Эта мысль таит в себе зачатки больших перемен, желание сделать что-нибудь не просто для себя, а "для вечности", для людей. В России, российскОхМ менталитете, с его тягой к милосердию и благообразию, подобное не удивляет. Долгое время говорится об отсутствии в нашей стране и других странах СНГ достаточной нормативной базы для развития волонтёрства. Действительно, это проблема. Отсюда и сложности. Например, в Минске нужно платить сборы за регистрацию волонтеров или за визу. Недавно я беседовала с девушкой-волонтером из Канады. Так она в аэропорту в Москве заплатила за 3-месячную визу около 90 долларов. А ведь есть мировая 97 |
233 тальное образование". Они осуществляют такие национальные программы как: "Студенты за ликвидацию голода", "Лицом к улице", "Приобщение к городским проблемам", которые также привлекают многие студенческие организации к участию в акциях добровольческой помощи. Свыше половины студентов в настоящее время участвуют в волонтерских проектах, нацеленных на помощь больным, бедным, бездомным и других слоям населения из "группы риска". А.Блум отмечает, что еще Аристотель учил: "Жалость к бедам других приходит только в том случае, если мы пережили то же самое. Студенты, не испытав трудностей положения других ни на собственном опыте, ни через литературу, оказываются плохо подготовленными к тому, чтобы думать, творить, вносить посильный вклад на пользу общества" (206, с.58). В конце 70-х годов в рамках предстоящей реформы образования в США прошла дискуссия по внедрению принудительной общественной службы для молодежи. В ходе данной дискуссии высказывались даже суждения о создании универсальной национальной службы для молодых американцев, которая осуществлялось бы под гражданским или военным руководством. Отражением этой дискуссии стал тот факт, что в некоторых штатах обязательным условием для получения диплома о среднем образовании является определенное количество часов, которые школьник должен отработать в программах общест. помощи. Важный аспект в деятельности волонтерской организации связь с общиной (партнерство) сотрудничество университетской общины с общиной ближайшего микрорайона. Партнерство с общиной является необходимым в том плане, что оно усиливает эффективность действия программ социальной помощи, а также максимально увеличивает студенческий опыт освоения окружающей социальной действительности, что является также важной задачей социальной работы в учебном заведении. 234 В России слово "волонтёр" сегодня получает достаточно широкое распространение, как впрочем, и само волонтёрское движение. Это выглядит несколько странным в наш век "коммерциализации" и рынка, ведь "волонтёр" человек, работающий на добровольных началах, на благо общества. И Волонтёры работают именно там, где бессильны и рынок, и государство, решая важные социальные задачи. К сферам применения волонтёрского труда относятся: экология, археология, реставрационные работы, социальная помощь детям, инвалидам, престарелым. В российской и советской традиции плодотворная социальная сверхурочная деятельность была крайне развита. Ошибочно также думать, что субботники были достоянием советской системы. В других государствах подобная форма деятельности благополучно существует и по сей день, с той лишь разницей, что там устраивают субботники сами граждане. Можно констатировать, что, возвращаясь в воспоминаниях к прошлому, советскому образу жизни, большинство людей испытывают чувство неполноты, неудовлетворенности настоящим, ощущают некий "социально-досуговый" вакуум: неужели вся жизнь заключается в том, чтобы зарабатывать на хлеб насущный? Эта мысль таит в себе зачатки больших перемен, желание сделать что-нибудь не просто для себя, а "для вечности", для людей. В России, российском менталитете, с его тягой к милосердию и благообразию, подобное не удивляет. Долгое время говорится об отсутствии в нашей стране и других странах СНГ достаточной нормативной базы для развития волонтёрства. Действительно, это проблема. Отсюда и сложности. Например, в Минске нужно платить сборы за регистрацию волонтеров или за визу. Недавно я беседовала с девушкой-волонтером из Канады. Так она в аэропорту в Москве заплатила за 3-месячную визу около 90 долларов. А ведь есть мировая практика, когда волонтёры, работающие по долгосрочным проектам, освобождаются от уплаты за визу (106). Во многих организациях, где во |