Проверяемый текст
Мареев, Юрий Леонидович; Приватизационные сделки (Диссертация 1997)
[стр. 112]

в РСФСР»1, а также Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г.2, местных программ приватизации, которые разрабатываются комитетами по управлению имуществом субъектов Российской Федерации, а также комитетами по управлению имуществом городов и районов и принимаются соответствующими органами местного самоуправления .
В связи с тем что многие приватизируемые государственные Предприятия имели в своем ведении объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Феж дерации издали ряд нормативных правовых актов, определяющих порядок дальнейшего функционирования этих объектов, к этим актам относятся: Указ Президента Российской Федерации «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» от 10 января 1993 г.3; Указ Президента Российской* I Федерации «О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» от 28 1 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.1991.№ 27.Ст.
927.
2 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.— 1994.— № 1.— Ст.
2.
3 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.— 1993.— № 3.— Ст.
168.
[стр. 54]

которых сводится к следующему.
И право аренды, и право выкупа занимаемого нежилого помещения входят в качестве составной части в имущественный комплекс приватизированного предприятия и потому всякий вторичный собственник имеет точно такие же права, что и лицо, купившее 124 его по приватизационной сделке*.
Такие доводы представляются малоубедительными.
Главный вопрос, который встает при этом, это о том, «…принадлежит ли собственнику приватизированного предприятия безусловное право на выкуп занимаемого им нежилого помещения, если покупка состоялась не в процессе приватизации, а в результате вторичной продажи этого предприятия?»’ .
При этом внимания заслуживают следующие обстоятельства .
Право на аренду это одно.
Это составная часть имущественного комплекса, именуемого предприятием, которая составляет предмет не только приватизационных и но всех последующих сделок.
Вместе с тем, замена субъекта аренды арендодателя, как разновидность перевода долга, требует согласия кредитора-арендодателя (ст.
391 ГК РФ), хотя в принципе уже правила ГК допускают сохранение в некоторых случаях силы за договором аренды при изменении сторон (ст..
617 ГК РФ) .
Так что в целом, очевидно, собственник-государство специальными нормами вправе установить такое исключение для некоторых случаев аренды государственного имущества, в частности нежилых помещений, занимаемых приватизируемыми предприятиями.
Другое дело право на выкуп арендуемого помещения.
Такое право может возникать лишь в случаях и на условиях, прямо предусмотренных законом либо договором, поскольку оно ограничивает права собственника арендуемого имущества См.: Нефедов Д.
Отдельные правомочия собственника приватизированного предприятия // Хозяйство и право.
1996.
N* 2.
С.
115.
2 См.: Там же.
С.
112 125 (ст.
212 ГК РФ) .
Оно может быть предоставлено в качестве льготы для приватизируемого в процессе либо в течение определенного срока после приватизации, либо без указания срока, в любое время после приватизации, но только собственнику приватизированного предприятия.
Наконец, оно может даже быть признано и за всеми другими лицами, которые приобретут это имущество у «первичного» собственника-приватизатора, даже если последний не воспользовался своим правом.
Вопрос только в том, чтобы это право в последнем случае было выражено ясно и недвусмысмыленно в соответствующем законе (даже не подзаконном акте, поскольку права собственника ограничиваются только законом), а не выводилось из общих положений гражданского права и не основывалось на принципе правопреемства1, поскольку это праХотя правопреемство в одном случае является основанием перехода этого права.
Речь идет о случаях приведения организационно-правовой формы бывших арендных предприятий в соответствие с требованиями гражданского законодательства.
Правопреемником в силу прямого указания норм приватизационного законодательства становится преобразованное юридическое лицо (см.
п.
5.14.6 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г.
№ 2284).
Данное положение прямо подтверждается и позицией, занимаемой Высшим Арбитражным Судом.
См., напр., постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда № 2173/96 от 15 апреля 1997 г.
// Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
1997.
№ 8.
С.
18.
Все это заставляет признать наличие пробела в статье 617 ГК РФ, необоснованно ограничивающей случаи сохранения права аренды при изменении сторон.
Следовало бы дополнить ее пунктом 3, изложив его 126 во носит адресный характер и не входит в имущественных комплекс предприятия как таковой.
Об этом прямо говорится в ст.
624 ГК РФ.

[Back]