105 Г.Н. Филонова, А.Г. Харчева, Б.А. Ананьева, К.А. Абдульхановой-Славской, Л.И. Божович, А.А. Бодалева, Л.С. Петровского, Е.В.Шорохова, Д.Б. Эльконина, Н.В. Гусевой, М.С. Когана. С точки зрения философии среда понимается как система, включающая разнообразные взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду, как процесс культурного возобновления и преемственности, осуществляется воспитание и адаптация личности к жизненным обстоятельствам. В психологии среда понимается как результат и процесс собственного творческого саморазвития личности. С точки зрения А.Н. Леонтьева среда это, прежде всего то, что создано человеком. Л.И. Божович среду определяет как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обусловливающих и динамику развития, и новые качественные образования. Среда, наполненная нравственно-эстетическими ценностями, дает способ жить и развиваться, создает как бы мир заново, в ней есть сила и действие (В.С. Библер); формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни (Л.П. Буева, Н.В. Гусева); представляя целостную социокультурную систему, способствует распространению новых культурных ценностей, стимулирует групповые интересы, усиливает взаимоотношения (Ю.Г. Волков, В.С. Поликарпов); выступает способом трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А.В. Мудрик); окружает, пронизывает, вовлекает в орбиту деятельности субъекта, удовлетворяет его потребности (В.Я. Нечаев). Э.Н. Гусинский замечает, что социокультурная среда одновременно развивает культуру и человеческую личность, где механизмом развития сущностных сил человека выступает материально-предметная форма культуры. Е.В. Бондаревская в своих работах определила соответствующие гуманитарные функции, которые среда жизнедеятельности будет |
ного характера. Через среду воспитание как процесс культурного возобновления и преемственности осуществляет адаптацию личности к жизненным обстоятельствам. Психологическая наука стоит на позиции понимания среды какрезультата и процесса собственного творческого саморазвития личности. По мнению А.Н.Леонтьева, среда это прежде всего то, что создано человеком. Л.И.Божович определяет среду как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обусловливающих и динамику развития, и новые качественные образования. В настоящее время понятие “социальная среда” употребляется в педагогике в двух смыслах: во-первых, это широкая социальная действительность, общество, государство в целом, общенациональные ценности, культура (макросреда); во-вторых, это среда, непосредственно окружающая ребенка и так или иначе влияющая на его формирование и развитие: школьная среда, внешкольная, среда семейного воспитания, неформального общения детей (микросреда). При этом традиционно и макрои микросреда оцениваются педагогом лишь с точки зрения их воспитательных возможностей, т.е. как среда воспитания, а не пространство, где ребенок живет, а еще правильнее творит свою жизнь [135]. Позиция современных педагогов состоит в том, чтобы преодолеть эту особенность средового подхода и отнестись к среде, как к жизненному пространству ребенка, где воспитание осуществляется самой жизнью, событиями и отношениями, в которые он вовлекается. * Исследуя среду, ученые по-разному определяют ее воспитательный поN тенциал: среда, наполненная нравственно-эстетическими ценностями, дает способ жить и развиваться, как бы создает мир заново, в ней есть сила и действие (В.С.Библер); формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни »ОССИЙСКАФ I (Л.П.Буева, Н.В.Гусева); представляя целостную социокультурную систему, способствует распространению новых культурных ценностей, стимулирует групповые интересы, усиливает взаимоотношения (Ю.Г.Волков, В.С.Поликарпов); выступает способом трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А.В.Мудрик); окружает, пронизывает, вовлекает в орбиту деятельности субъекта, удовлетворяет его потребности (В.Я.Нечаев). Э.Н.Гусинский замечает, что социокультурная среда одновременно развивает культуру и человеческую личность, где механизмом развития сущностных сил человека выступает материально-предметная форма культуры. В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина, Л.П.Стрелкова считают, что: “подлинно человеческая, гуманистически организованная окружающая среда, по сути своей “вторая природа” человека, является основой проявления и укрепления в сознании ребенка того, что она не может причинить ему страдания. Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребенка, служить фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и другими детьми” [150]. Педагогическое управление развитием ребенка в такой среде осуществляется в формах педагогической помощи, социально-педагогической защиты, психолого-педагогической коррекции индивидуального развития, стимулирования саморазвития. Е.В.Бондаревская в своих работах определила соответствующие гуманитарные функции, которые среда жизнедеятельности будет осуществлять по отношению к личности: • социальной защиты; • социальной терапии; • социально-педагогической коррекции, компенсации развития и социально-педагогической адаптации [135]. |