112 дополнительный шаг. Между реверсом позиций и созданием синтеза существует разрыв, который в реальной ситуации выражается в том, что участники взаимодействия не готовы понять и принять позицию другого человека. Тогда возникает необходимость взаимодействия с каким-то другим знанием, которое не присутствует в данной аудитории. Так происходит встреча культурного опыта и того опыта, который присутствует в данной аудитории. Таким образом, можно констатировать, что интеллектуальная автономность студента — это, в первую очередь, умение студента конструировать собственное знание на основе своего предыдущего опыта и тех коммуникаций, которые осуществлялись в процессе наращивания этого знания (82). Личностно-ориентированная коммуникативная среда обучения ориентирована на реализацию многомерных и многоплановых взаимодействий личностных коммуникативных пространств, позволяя, обмениваясь информацией, смыслами, наращивать потенциал концептосфер субъектов образовательного процесса. Социальное назначение высшей школы — создавать ситуации, в которых будет осуществляться становление личности, способной к саморазвитию и преобразованию профессиональной деятельности. Одним из главных целевых ориентиров в подготовке будущего учителя его развитие на основе выработки личностного отношения к содержанию образования и культуры, освоению норм и способов мышления и деятельности, при этом обучающая направленность должна уступить место коммуникативнообучающей. На наш взгляд следует так построить процесс обучения, чтобы становление культуры личности —стало личной целью, потребностью и необходимостью студента, а для этого требуется его «погружение» в ситуацию проверки себя в соприкосновении с культурой, искусством, моралью. Средой, которая всегда способствовала развитию в людях гуманности, г |
95 принцип диалогового общения со средой, понимаемого как диалог культур; принцип культурно-контекстного обоснования ключевых понятий в обучающих модулях; принцип личностного культурного развития в условиях среды; принцип развития всех уровней диалога культурной личности (микродиалог, диалог в малом времени культуры, диалог в большом времени культуры); принцип гуманного психолого-педагогического сопровождения учения в культурной информационно-образовательной среде и др. Социальное назначение высшей школы создавать ситуации, в которых будет формироваться личность, способная к саморазвитию и преобразованию профессиональной деятельности. Один из главных целевых ориентиров в подготовке будущего специалиста его развитие на основе выработки личностного отношения к содержанию образования и культуры, освоению норм и способов мышления и деятельности. Новый образ физической культуры должен определить и новое культурологическое, гуманитарное мышление специалиста по физической культуре. “Гуманитарное мышление это мышление о человеке в контексте культуры” (М.М.Бахтин). Однако, как справедливо замечено, “именно этот тип мышления менее всего реализован применительно к изучению человеческого тела; именно этот ценностно-смысловой аспект остается наиболее дефицитным и наименее востребованным среди многих подходов к исследованию человеческой телесности” [31]. Наличие такого мышления одно из условий и целей профессионального физкультурного образования. Ведь для того, чтобы воспитать у другого постоянную потребность в физическом совершенствовании, в повышении своей физкультурной образованности и в повседневных занятиях физическими |