113 питала гуманистическую педагогику, является культура. Поэтому в поиске теоретико-методологических основ разработки поставленной проблемы, мы обратились к теоретическим исследованиям, в которых отражены взгляды на процесс взаимоотношения личности и культуры, а также коммуникативной культуры, в частности. Стремление современного человека вернуться к ощущению собственной целостности и к целостному восприятию мира нашло свое отражение в усилении роли гуманитарного знания, как в средней школе, так и в высших учебных заведениях. Условием гуманитаризации и гуманизации образования является обращение студентов к мировой культуре, истории, общечеловеческим духовным ценностям. Открытие функциональной асимметрии человеческого мозга, его принципиальной диалогичности между «левым» «правым полушариями»; осознание принципа дополнительности Н. Бора; исследования историков и культурологов О. Шпенглера, Л. Гумилева, А. Тойнби, М. Бахтина, В. Библера, которые показали, что человеческая история и культура являются процессами глобальных взаимодействий между отдельными личностями, этносами, служат свидетельствами того, что обретение целостности человеческого сознания возможно только на путях диалогового взаимоотношения человека с миром и культурой. Таким образом, существует актуальная потребность создания более эффективных методик и условий обучения, которые бы способствовали воспитанию развитой, активной, гуманной личности, приспособленной к жизни в современном, быстро изменяющемся мире не декларативно, а по существу. Реализовав эту задачу можно только преодолев схематизм технократического подхода, и выработав культурологический подход, который, основываясь на конструктивной концепции культуры, помог бы преодолеть противоречия обезличенного представления человека как «компьютерной метафоры» и вернуть обучающемуся его сущностные человеческие характеристики как свободной, |
46 • педагогические работники (учителя, тренеры и др.), осуществляющие физическое образование детей в парадигме личностно-ориентированного образования; ч • сотрудничество детей и взрослых; • система ценностей физической культуры и спорта, духовные, нравственные и общечеловеческие ценности. Средой, которая всегда способствовала развитию в людях гуманности, питала гуманистическую педагогику, является культура. Поэтому в поиске теоретико-мегодологкческих основ разработки поставленной проблемы мы обратились к теоретическим исследованиям, в которых отражены взгляды на процесс взаимоотношения личности и физической культуры, и рассмотрим в следующем параграфе нашего исследования современную культуросообразную концепцию физической культуры и спорта. 1.2. Культуросообразная концепция физической культуры Для подготовки студентов к организации гуманной спортивной среды необходимо определиться в важнейших понятиях физической культуры как части культуры общества. Анализ культуросообразной концепции физической культуры важен нам как теоретическое основание организации гуманной спортивной среды, реализации в массовой практике физического воспитания подрастающего поколения новых подходов к воспитанию личности. Культура (лат. cultura возделывание, воспитание, образование, развитие) первоначально обработка и уход за землей, с тем, чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку. В переносном смысле, культура уход, улучшение, облагораживание телесных, духовных и личностных склонностей и способностей человека. Соответственно существуют культура тела и культура души духовная культура. В широком смысле это понятие означает совокупность проявлений жизни, дости Глава 2. Профессионально-педагогическая подготовка студентов к организации гуманной спортивной среды 2,1. Философские и культурологические аспекты личностно-ориентированной подготовки педагогических кадров для системы физического образования и спорта Стремление современного человека вернуться к ощущению собственной целостности и к целостному восприятию мира нашло свое отражение в усилении роли гуманитарного знания как в средней школе, так и в высших учебных заведениях. Так появилась еще одна характерная черта современного образования гуманитаризация и гуманизация учебного процесса. Условием гуманитаризации и гуманизации образования является обращение студентов к мировой культуре, истории, общечеловеческим духовным ценностям. Поэтому философские и культурологические аспекты подготовки педагогических кадров для физической культуры и спорта составляют методологическую основу для решения нашей проблемы. Открытие функциональной асимметрии человеческого мозга, его принци-. пиальной диалогичности между “левым” и “правым” полушариями; осознание принципа дополнительности Н.Бора; исследования историков и культурологов О.Шпенглера, Л.Гумилева, А.Тойнби, М.Бахтина, В.Библера, которые показали, что человеческая история и культура являются процессами глобальных взаимодействий между отдельными личностями, этносами, цивилизациями, служат свидетельствами того, что обретение целостности человеческого сознания возможно только на путях диалогового взаимоотношения человека с миром и культурой. Таким образом, существует актуальная потребность создания более эффективных методик и условий обучения, которые способствовали бы воспита нию развитой, активной, гуманной личности, приспособленной к жизни в современном, быстро изменяющемся мире не декларативно, а по существу. Реализовать эту задачу можно, только преодолев схематизм технократического подхода и выработав куль'гурологический подход, который, основываясь на конструктивной концепции культуры, помог бы преодолеть противоречия обезличенного представления человека как “компьютерной метафоры” и вернуть обучающемуся его сущностные человеческие характеристики как свободной, самоопределяющейся личности, находящийся в непрерывном диалоге с самим собой, другими личностями и произведениями культуры, воплощающими в себе всю предшествующую и настоящую культуру. Технократизм проявля: ется также в осознанном или неосознанном оставлении вне фокуса рассмотрения проблемы обучения таких тонких, интимных процессов становления индивидуального сознания, как: формирование нравственных ценностей, свободная \ направленность личностной активности, механизмы личностной самодетерминизации. Альтернативой такого взгляда на человека в процессе обучения является культорологический подход. I Ряд исследователей (А.В.Барабанщиков, Е.Н.Богданов, Е.В.Бондаревская, f В.В.Гура, И.Ф.Исаев, Н.А.Комар, В.А.Сластенин, Л.А.Терехина) утверждают, : что культурологический подход дает возможность представить педагогические явления, профессиональное образование будущего учителя как совокупность, систему культурных компонентов, дает возможность исследовать их в контексте I состояния развития духовной культуры общества в целом, его научного и интеллектуального потенциала. Культурологический подход, в понимании В.В.Гура, это такое видение человека через понятие культуры, которое позволяет рассматривать человека в учебной деятельности как свободную, активную индивидуальность, способную к самодетермшации в горизонте личности в результате общения с другими i |