25 аспекте объекта и объекта последний кажется одушевленным, активным и как бы взаимодействует с субъектом, оцениваемый субъектом, он сам воздействует на него как некая ценность. Эту двустороннюю связь мы и можем назвать общением, так как основанием общения является взаимодействие с другим как себе подобным. Особенность общения состоит в том, что здесь информационный обмен есть абсолютно реальное взаимодействие, фиксирующееся в материализованном механизме знаков, тогда как в ценностном контакте "общение" субъекта и объекта имеет чисто духовный характер (164 ). Общение имеет место только тогда, когда с помощью некого языка, хотя бы языка взглядов, устанавливается контакт между субъектами, и он исчезает, прекращается, как только прекращается общение. Деятельность предполагает воплощение передаваемой информации в той или иной системе знаков, которые ее материализуют, объективируют, дабы передать реципиентам (164). Так, Б.Д. Парыгин утверждает, что есть основания рассматривать общение как сложный и многогранный процесс, который может выступить одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и взаимоотношения людей друг с другом, и как процесс их взаимовлияния и сопереживания. С такой многосторонней характеристикой, которая им дается, можно согласиться (209 ). Вместе с тем очевидна необходимость сказать, что некоторые исследователи употребляют понятие "общение" и в более широком смысле для обозначения всех форм связей и отношений независимо от их конкретного содержания и условий. При анализе общения принято различать три стороны: перцептивную, интерактивную, коммуникативную. Перцептивная сторона общения процесс формирования образа другого человека, что достигается "прочтением" за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей его поведения. Основными средствами познания человека являются |
субъекты [22, 86]. Общение имеет место, когда человек, вступающий в контакт с другим человеком, видит в нем себе подобного и себе равного и готов на обмен идеями, взглядами, мнениями. Общение может быть персонифицированным или анонимным, целенаправленным на результат или без ярко выраженного результата. Как указывает А.Н Леонтьев, общение может принимать форму квазиобщения. В этом отношении можно было бы назвать "общением" общение субъекта с объектом. Объект выступает не как "вещь в себе", а как вещь для меня", как "очеловеченная вещь", вторгшаяся в жизненный опыт субъекта [5, 63] и в нем получившая свое ценностное значение (или ценностный смысл). Общение может развертываться на разных уровнях физическом и психическом, материальном и духовном. Если общение в прямом и точном смысле этого слова есть контакт человека с другим человеком, то в переносном смысле можно говорить и об общении человека с природой, и его общении в социуме и с самим собой. В общении происходит взаимодействие людей как субъектов, и этим определяется органичность данного вида человеческой деятельности [63]. Вот почему в аксиологическом аспекте объекта и объекта последний кажется одушевленным, активным и как бы взаимодействует с субъектом, оцениваемый субъектом, он сам воздействует на него как некая ценность. Эту двустороннюю связь мы и можем назвать общением, так как основанием общения является взаимодействие с другим как себе подобным. Особенность общения состоит в том, что здесь информационный обмен есть абсолютно реальное взаимодействие, фиксирующееся в материализованном механизме знаков, тогда как в ценностном контакте "общение" субъекта и объекта имеет чисто духовный характер [50, 94]. Общение имеет место только тогда, когда с помощью некого языка, хотя бы языка взглядов, устанавливается контакт между субъектами, и он исчезает, прекращается, как только прекращается общение. Деятельность предполагает воплощение передаваемой информации в 24 + «той или иной системе знаков, которые ее материализуют, объективируют, дабы передать реципиентам [20, 23]. Так, Б.Д. Парыгин утверждает, что есть основания рассматривать «общение как сложный и многогранный процесс, который может выступить » одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и взаимоотношения людей друг с другом, и как процесс их взаимовлияния и сопереживания. С такой многосторонней характеристикой, которая им дается, можно согласиться [84]. Вместе с тем очевидна необходимость сказать, что некоторые исследователи употребляют понятие "общение" и в более широком смысле для обозначения всех форм связей и отношений независимо от их конкретного содержания и условий. При анализе общения принято различать три стороны: перцептивную, интерактивную, коммуникативную. Перцептивная сторона общения процесс формирования образа другого человека, что достигается "прочтением" за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей его поведения. Основными средствами познания человека являются идентификация (уподобление) и рефлексия (осознание того, каким воспринимают субъекта познания другие люди). Связь общения с определенным характером отношений между людьми проявляется и при эмоциональной регуляции перцептивного процесса, в частности, в явлении аттракции, тяготения. Рассмотрение основных сторон общения в единстве важное условие оптимизации совместной деятельности людей и их отношений. По мнению философов (Л.П. Буева, М.И. Бобнева, М.С. Каган, В.С. Коробейников), общение является таким социальным процессом, в котором происходит обмен деятельностью, опытом, способами деятельности, воплощенными в материальную и духовную культуру. В общении осуществляется рациональное взаимовлияние людей, выявляется общность (расхождение) мыслей и взглядов, формируется образ жизни. 25 |