33 образом, в основе речи лежит язык, который представляет собой одну из многих знаковых систем, изобретенных людьми для записи и передачи информации. С. И. Ожегов определяет язык как систему звуковых и словарнограмматических средств, закрепляющих результаты работы мышления и являющихся орудием общения людей, обмена мыслями и взаимного понимания в обществе. Язык обеспечивает социальные, интеллектуальные и личностные функции человека. Ряд исследователей (В. Гумбольдт 82, А. А. Потебня 221, Л.С. Выготский 69, Л.В. Щерба 279, С.Л. Рубинштейн 231 и др.) рассматривали язык как сложное образование, посредством которого формируется понятийное мышление человека и опосредуется развитие всех его высших психических функций и которое является основным средством общения. Язык это основная знаковая система, которую усваивают и которой пользуются люди с раннего детства и в течение всей своей жизни. Язык является общественно-историческим продуктом, в котором находит отражение история народа, его культура, система социальных отношений, традиция. Язык существует, живет и развивается в общественном сознании, в сознании народа, говорящего на нем. Как отмечает В. Гумбольдт, "язык обладает также и силой обосабливать и соединять народы сам по себе, придавая единый национальный характер человеческим общностям, даже когда они по своему происхождению гетерогенны ... Язык это душа нации, в нем запечатлен весь национальный характер" (82). Значительный вклад в решение проблемы влияния языка на развитие личности человека и осознание национальной идентичности внес К. Д. Ушинский, считавший, что человек "пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. ... Язык развивает дух"; "... в языке одухотворяется весь народ и вся его родина", "...язык есть та самая живая, самая обильная и прочная связь", которая объединяет разные поколения народа в "одно великое, исторически живое целое". При этом, считал К. Д. Ушинский, |
сложившуюся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форму общения, опосредованную языком, как высшую психическую функцию человека" и указывают на две основные функции языка (речи): функцию средства, орудия общения (коммуникации) и функцию средства обобщения, орудия мышления [111]. Выделяются также функции выражения, воздействия, указательная и др. К.К. Платонов считает, что речь "возникает в онтогенезе психики как результат общения людей, принимая форму различных языков" [91, с.29]. Нами речь рассматривается как речевая деятельность, общение, опосредованное языком, как один из видов коммуникативной деятельности. Речь представляет собой реализацию языка в актах коммуникации. Таким образом, в основе речи лежит язык, который представляет собой одну из многих знаковых систем, изобретенных людьми для записи и передачи информации. С.И. Ожегов определяет язык как систему звуковых и словарнограмматических средств, закрепляющих результаты работы мышления и являющихся орудием общения людей, обмена мыслями и взаимного понимания в обществе [134, с.898]. Язык обеспечивает социальные, интеллектуальные и личностные функции человека. Ряд исследователей (В. Гумбольдт, Ф. Де Соссюр, А.А. Потебня, Л.С. Выготский, Л.В. Щерба, С.Л. Рубинштейн и др) рассматривали язык как сложное образование, посредством которого формируется понятийное мышление человека и опосредуется развитие всех его высших психических функций и которое является основным средством общения [30, 37, 102, 132]. Язык это основная знаковая система, которую усваивают и которой пользуются люди с раннего детства и в течение всей своей жизни. Язык является общественно-историческим продуктом, в котором находит отражение история народа, его культура, система социальных отношений, традиция. Язык существует, живет и развивается в общественном сознании, в сознании народа, говорящего на нем. Как отмечает В. Гумбольдт, "язык обладает также и силой обособливать и соединять народы сам по себе, 32 придавая единый национальный характер человеческимобщностям, дажекогдаонипо своему происхождению гетерогенны ... Язык это душа нации, в нем запечатлен весь национальныйхарактер" [36, с.39]. * Значительный вклад в решение проблемы влияния языка на развитие личности ребенка и осознание национальной идентичности внес г К.Д. Ушинский, считавший, что "ребенок пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. ... Язык развивает дух"; " в языке и и одухотворяется весь народ и вся его родина , ...язык есть та самая живая, самая обильная и прочная связь", которая объединяет разные поколения народа в "одно великое, исторически живое целое". При этом, считал К.Д. Ушинский, чрезвычайно полезно, свободно владея своим языком, изучать иностранные и языки, поскольку усвоение иностранного языка является лучшим и даже * единственно верным средством проникновения в характер другого народа [120, с.23]. Язык не является застывшей системой, он развивается вместе с развитием общества, его развитие заключается в том, что для новых знаний, изобретений и открытий в систему языка вводятся новые слова и слова, заимствованные из иностранных языков. На эту особенность языка обращал внимание Н.М. Карамзин, который считал, что язык развивается постоянно и ♦ что он напрямую связан с историей народа, поэтому изменения в социальноэкономической и культурной жизни России второй половины XVIII в. привели его к мысли о необходимости реформирования русского языка, одной из причин которой, как считал Н. М. Карамзин, являлась необходимость исключения из языка "обветшалых славянизмов" и введения заимствований, т.е. иностранных слов. Но, понимая, что язык народа это "дух народа", Н.М. Карамзин считал необходимым для каждого человека прежде всего в совершенстве владеть родным языком, так как кто не знает своего природного языка, тот, конечно, дурно воспитан. ... Язык важен для патриота", а во-вторых, к иноязычным заимствованиям призывал относиться осторожно, используя их только в тех случаях, когда без этого "обойтись невозможно" зз |