34 чрезвычайно полезно, свободно владея своим языком, изучать иностранные языки, поскольку усвоение иностранного языка является "лучшим и даже единственно верным средством проникновения в характер другого народа" (262). Язык не является застывшей системой, он развивается вместе с развитием общества, его развитие заключается в том, что для новых знаний, изобретений и открытий в систему языка вводятся новые слова и слова, заимствованные из иностранных языков. На эту особенность языка обращал внимание Н. М. Карамзин, который считал, что язык развивается постоянно и что он напрямую связан с историей народа, поэтому изменения в социальноэкономической и культурной жизни России второй половины XVIII в. привели его к мысли о необходимости реформирования русского языка, одной из причин которой, как считал Н. М. Карамзин, являлась необходимость исключения из языка "обветшалых славянизмов" и введения заимствований, т.е. иностранных слов. Но, понимая, что язык народа это "дух народа", Н.М.Карамзин считал необходимым для каждого человека, прежде всего, в совершенстве владеть родным языком, так как кто не знает своего природного языка, тот, конечно, дурно воспитан. ... Язык важен для патриота , а во-вторых, к иноязычным заимствованиям призывал относиться осторожно, используя их только в тех случаях, когда без этого "обойтись невозможно" (128). Существенной характеристикой языка является и то, что язык является формой существования и общественного, и индивидуального сознания. Язык это то, в чем обобщается и передается отдельным людям опыт общественно-исторической практики человечества, и, соответственно, как отмечает А. Н. Леонтьев, «это условие присвоения этого опыта индивидами и вместе с тем форма его существования в их сознании» (165). Язык является важнейшим средством общения, при этом, как отмечает И.А. Зимняя, "методологически важным здесь является утверждение |
придавая единый национальный характер человеческимобщностям, дажекогдаонипо своему происхождению гетерогенны ... Язык это душа нации, в нем запечатлен весь национальныйхарактер" [36, с.39]. * Значительный вклад в решение проблемы влияния языка на развитие личности ребенка и осознание национальной идентичности внес г К.Д. Ушинский, считавший, что "ребенок пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. ... Язык развивает дух"; " в языке и и одухотворяется весь народ и вся его родина , ...язык есть та самая живая, самая обильная и прочная связь", которая объединяет разные поколения народа в "одно великое, исторически живое целое". При этом, считал К.Д. Ушинский, чрезвычайно полезно, свободно владея своим языком, изучать иностранные и языки, поскольку усвоение иностранного языка является лучшим и даже * единственно верным средством проникновения в характер другого народа [120, с.23]. Язык не является застывшей системой, он развивается вместе с развитием общества, его развитие заключается в том, что для новых знаний, изобретений и открытий в систему языка вводятся новые слова и слова, заимствованные из иностранных языков. На эту особенность языка обращал внимание Н.М. Карамзин, который считал, что язык развивается постоянно и ♦ что он напрямую связан с историей народа, поэтому изменения в социальноэкономической и культурной жизни России второй половины XVIII в. привели его к мысли о необходимости реформирования русского языка, одной из причин которой, как считал Н. М. Карамзин, являлась необходимость исключения из языка "обветшалых славянизмов" и введения заимствований, т.е. иностранных слов. Но, понимая, что язык народа это "дух народа", Н.М. Карамзин считал необходимым для каждого человека прежде всего в совершенстве владеть родным языком, так как кто не знает своего природного языка, тот, конечно, дурно воспитан. ... Язык важен для патриота", а во-вторых, к иноязычным заимствованиям призывал относиться осторожно, используя их только в тех случаях, когда без этого "обойтись невозможно" зз Существенной характеристикой языка является и то, что язык является формой существования и общественного, и индивидуального сознания. Язык это то, в чем обобщается и передается отдельным людям опыт общественноисторической практики человечества, и, соответственно, как отмечает А Н. Леонтьев, "это условие присвоения этого опыта индивидами и вместе с тем форма его существования в их сознании" [63, с. 129]. Язык является важнейшим средством общения, при этом, как отмечает И.А. Зимняя, "методологически важным здесь является утверждение принципиальной невозможности без языка (речи) как обобщенного отражения и знаковой фиксации опыта человечества подлинно человеческого общения, а, следовательно, и развития личности, осуществляемого, прежде всего через общение и предметную деятельность" [46, с.8]. Итак, общение опосредованно; языком, в том числе иностранным. Мы рассматриваем язык как среду транскультурного общения и арсенал средств, которыми следует оперировать. Иностранный язык, посредством которого осуществляется транскультурное общение, как и всякая языковая система, является общественно-историческим продуктом, в котором находит отражение история народа, система социальных отношений, традиций, а также культура народа носителя языка. При этом полноценное понимание родной культуры невозможно без знакомства с культурой и языком других стран, так как изучение языка того или иного народа, мы изучаем исторически сложившуюся у него систему понятий, сквозь которые он воспринимает действительность. Изучая эту систему и сознательно сравнивая ее с нашей собственной, мы лучше постигаем последнюю (Л.В. Щерба) [132]. Мир сегодня переживает своеобразный «языковой бум», изучению языков повсеместно уделяется большое внимание, что свидетельствует о стремлении людей разных национальностей к духовному и культурному единению при решении многочисленных глобальных проблем. То есть на лицо тенденция интеграции социоязыковых пространств в полиязыковое пространство как систему, признаками и элементами которой являются: |