Проверяемый текст
Панюкова, Светлана Валерьевна; Теоретические основы разработки и использования средств информационных и коммуникационных технологий в личностно ориентированном обучении (Диссертация 1998)
[стр. 45]

45 культуры); быть субъектом деятельности мнения; быть субъектом деятельности самосознания".
Из вышеизложенного следует, что понятие
"личность", является многогранным понятием, характеризуемым четырьмя формами деятельности: витальной, духовно-практической, деятельностью общения и деятельностью самосознания.
Если проецировать изложенный выше подход на плоскость педагогики, то, во-первых, личность обучаемого формируется в процессе учебной и других видов деятельности, а проявляется в виде его психофизиологических особенностей.
Во-вторых, обучаемый является субъектом учебной деятельности, где у него есть возможность проявить свои личностные качества, творческую и познавательную активность, волю, способность к достижению поставленной цели.
В-третьих, личность обучаемого проявляется на интеллектуальном и волевом уровне в процессе общения с участниками учебного процесса.
В-четвертых, личность обучаемого проявляется в качестве субъекта самосознания.
В учебном процессе неизбежно происходит самоопределение обучаемого, "открытие" им собственного "Я", самовыражение и личностная реализация.
Философско-социологический подход к человеку предполагает существование различий между понятием "человеческий индивид" и понятием «личность".
Основное различие между понятиями
"случайный индивид" и "индивид как личность" заключается, с точки зрения В.
В.
Давыдова, в том, что
для личностного начала в деятельности индивида характерно наличие творческих моментов.
Индивид как личность всегда привносит в воспроизводство общественных связей те или иные творческие изменения.
Личностью обладает творчески (свободно) и талантливо действующий человек
(84).
А.Г.
Асмолов (17) отмечает, что «индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».
Л.
В.
Выготский (70) рассматривал личность как активного индивида.
Он писал, что "личность становится для себя тем, что она есть в себе, через
[стр. 99]

бытие как психофизического целого.
Во-вторых, быть личностью это значит быть субъектом предметной деятельности.
Последняя может быть раскрыта как производство человеком предметов духовной и материальной культуры.
В-третьих, быть личностью это быть субъектом деятельности общения.
В-четвертых, быть личностью означает быть субъектом деятельности самосознания".
Из вышеизложенного следует, что понятие
"личносгь" является многогранным понятием, характеризуемым четырьмя формами деятельности: витальной, духовно-практической, деятельностью общения и деятельностью самосознания.
Если проецировать изложенный выше подход на плоскость педагогики, то, во-первых, личность обучаемого формируется в процессе учебной и других видов деятельности, а проявляется в виде его психофизиологических особенностей.
Во-вторых, обучаемый является субъектом учебной деятельности, где у него есть возможность проявить свои личностные качества, творческую и познавательную активность, волю, способность к достижению поставленной цели.
В-третьих, личность обучаемого проявляется на интеллектуальном и волевом уровне в процессе общения с участниками учебного процесса.
В-четвертых, личность обучаемого проявляется в качестве субъекта самосознания.
В учебном процессе неизбежно происходит самоопределение обучаемого, "открытие" им собственного "Я", самовыражение и личностная реализация.
Философско-социологический подход к человеку предполагает существование различий между понятием "человеческий индивид" и понятием "личность".
Основное различие между понятиями
“случайный индивид” и “индивид как личность” заключается, с точки зрения В.
В.
Давыдова, в том, что
“для личностного начала в деятельности индивида характерно наличие творческих моментов.
Индивид как личность всегда привносит в воспроизводство общественных связей те или иные творческие изменения.
Личностью обладает творчески (свободно) и талантливо действующий человек”
[56, с.
47].
99

[стр.,100]

А.
Г.
Асмолов отмечает, что "индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают" [9].
Л.
В.
Выгодский рассматривал личность как активного индивида [45].
Он писал, что "личность становится для себя тем, что она есть в себе, через
то, что она представляет для других" [45, с.
196].
A.
Адлер1 выдвинул концепцию «творческого "Я"» для выражения своей убежденности в возможности каждого человека формировать свою личность [238, с.
162-197, 248].
Он считал, что люди обладают творческой силой, которая позволяет им распоряжаться своей жизнью.
Важным для нас является его утверждение о том, что определяющей чертой личности является свободная, осознанная активность.
Мы также согласны с его утверждением о том, что творческая сила оказывает влияние на субъективный опыт каждого человека, делает его самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни.
B.
А.
Петровский отмечает, что, в отличие от личности, индивид обделен личностными характеристиками и подобен частице нейтрино, которая не производит в среде ни полезных, ни вредных изменений [176, с.
227].
Автор допускает, что "индивид «нейтрален» в любом контексте социального взаимодействия" [176, с.
340].
Одним из главных качеств личности В.
А.
Петровский называет ее активность [176, с.
226].
Автор выдвигает тезис, который заключается в том, что, "в отличие от индивида, личность определяется не непосредственно производимой человеком деятельностью и ее предметными результатами, а опосредованно через изменение бытия других людей, с которыми человек вступает в общение и совместную деятельность, что может быть обозначено термином «вклад»" [176, с.
338].
Актуальность задачи формирования личности обучаемого определяется еще и тем обстоятельством, что только личность способна творчески действовать и созидать себя [7, с.
11].
Личностный уровень индивида проявля100 1Альфред Адлер (1870-1937) американский психолог, один иг представителей психодинамического на правления в -теории личности, приверженец индивидуальной теории личности.

[Back]