Проверяемый текст
Левикова Светлана Игоревна. Феномен молодежной субкультуры (Диссертация 2002)
[стр. 106]

чал и выше, контркультура невозможна без экономического благополучия в обществе, так как бороться с благополучием можно только тогда, когда оно имеется.
Ухудшение экономической ситуации неминуемо сопровождается и завершением контркультурного периода.

Волны экономического спада приводят к стремительному росту второго типа молодежной субкультуры «бедных», что отражается на динамике молодежной субкультуры
в целом.
В основе этого феномена лежат две причины.
Во-первых, в периоды экономического спада происходит общее обнищание и понижение жизненного уровня населения, увеличение количества бедных семей.
Во-вторых, в периоды экономического спада возрастает безработица, молодым людям становится намного сложнее найти себе работу, если они работают или хотят работать (тем более что среди выходцев из бедных семей хорошо образованных молодых людей мало и речь для них может идти в основном о неквалифицированном труде) или продолжать образование.
Это приводит к появлению большого количества
физически здоровых и сильных, не знающих, как себя занять, молодых людей.
Поэтому если всплеск «гуманитарной» молодежной субкультуры является одним из показателей экономического благополучия общества, то всплеск «криминогенной» молодежной субкультуры, напротив, является одним из показателей экономического неблагополучия
общества.
Таковым индикатором, к примеру, было появление в Англии молодежных субкультур тедов, затем «крутых модов», а потом и панков (в их изначальном варианте,
являвшими собой реакцию на экономический кризис в стране).
К «бедному», криминогенному типу молодежной субкультуры относятся и так называемые «скинхэды», или бритоголовые.
Мы хотим остановиться несколько подробнее на этой молодежной субкультуре по нескольким причинам.
Во-первых, она очень показательна для демонстрации зависимости динамики молодежной субкультуры от экономических подъемов
106
[стр. 295]

295 ния так называемых «молодежных революций».
Так было, к примеру, в США в 60-х гг.
XX столетия.
Нечто аналогичное, не революция, но значительный всплеск «гуманитарной» молодежной субкультуры сейчас наблюдается в достаточно экономически преуспевающей Японии.438 Закономерно, что как только жизнь без лишений превращается в норму, а не исключение, общество сталкивается с тоской будней, и «сытые» молодые начинают искать себе применение и формы самовыражения и самореализации посредством молодежной субкультуры.
Причем в такие периоды гуманитарная молодежная субкультура разрастается за счет тех молодых людей, которые в экономически менее успешные периоды не присоединились бы к ней.
Для таких людей молодежная субкультура становится именно средством развлечься и, будучи субкультурной молодежью «от моды», они покидают ее, как только экономическое положение в обществе ухудшается.
В результате происходит «распыление» гуманитарной составляющей молодежной субкультуры.
Изложенное выше позволяет сделать вывод, что всплеск гуманитарной молодежной субкультуры является одним из показателей экономического благополучия общества.
Гуманитарный и криминогенный типы молодежной субкультуры связывает воедино их способность продуцировать контркультуру.
И поводом для создания контркультуры для них является наличие «сытого» общества и «сытой» культуры, как следствия периода экономического подъема.
С той лишь разницей, что для гуманитарной субкультурной молодежи «сытая» культура является в той или иной мере их культурой, поскольку их родители принадлежат именно к ней, а отсюда, вероятно, и миф о конфликте поколений.
Для «бедного» же типа молодежной субкультуры «сытая» культура является внешней, поскольку ни они, ни их родители к ней не принадлежат.
И 418 См.: Генис А.
Вавилонская башня.
Искусство настоящего времени.


[стр.,296]

296 для последних врагом становится «иной», «чужой», а не «свой» (в том числе и родитель), с которым надо бороться.439 Однако, несмотря на это различие, объединяет два типа молодежной субкультуры то, что продуцированием контркультуры оба они могут заниматься лишь в периоды экономического подъема, поскольку, как мы отмечали выше, контркультура невозможна без экономического благополучия в обществе, так как бороться с благополучием можно только тогда, когда оно имеется.
Ухудшение экономической ситуации неминуемо сопровождается и завершением контркультурного периода.

Это отмечали и американские исследователи М.
Манкофф и Р.
Флэкс: «Крушение контркультуры перед лицом экономической депрессии подсказывает, что следует избегать всяких линейных теорий социальных действий.
Бунт против культуры предполагает экономическую стабильность и изобилие, а эти условия, учитывая циклический характер капиталистической экономики, нельзя считать утвердившимися».440 Волны экономического спада приводят к стремительному росту второго типа молодежной субкультуры «бедных», что отражается на динамике молодежной субкультуры на макроуровне в целом.
В основе этого феномена лежат две причины.
Во-первых, в периоды экономического спада происходит общее обнищание и понижение жизненного уровня населения, увеличение количества бедных семей.
Во-вторых, в периоды экономического спада возрастает безработица, молодым людям становится намного сложнее найти себе работу', если они работают или хотят работать (тем более что среди выходцев из бедных семей хорошо образованных молодых людей мало и речь для них может идти в основном о неквалифицированном труде) или продолжать образование.
Это приводит к появлению большого количества
43<> Кстати, именно в этом обстоятельстве, наверное, кроется причина борьбы «скиихэдов» с представителями иных рас и национальностей, «иноверцев» поскольку те для них «чужие».
Они бы, может, и хотели бороться с «богатыми», но для этого у них не хватаем сил и возможностей.
Мапко# М., Паскз К.
ТЪе 8осЫ Ва$е оГ тЬе Ашепсап Зшёеш МоуешепТ Ашепсап Асабешу оГ Ро1тса1 апс! $осЫ 8с«епсе.
РЫ1ас1с1рЫа, 1971, уо1.
395, р.
62.


[стр.,297]

297 физически здоровых и сильных, не знающих, как себя занять, молодых людей.
Поэтому если всплеск «гуманитарной» молодежной субкультуры является одним из показателей экономического благополучия общества, то всплеск «криминогенной» молодежной субкультуры, напротив, является одним из показателей экономического неблагополучия
индустриальноразвитого общества.
Таковым индикатором, к примеру, было появление в Англии молодежных субкультур тедов, затем «крутых модов», а потом и панков (в их изначальном варианте
не следует эстетствующих панков сегодняшних дней путать с первыми английскими панками, являвшими собой реакцию на экономический кризис в стране).
К «бедному», криминогенному типу молодежной субкультуры относятся и так называемые «скинхэды», или бритоголовые.
Мы хотим остановиться несколько подробнее на этой молодежной субкультуре по нескольким причинам.
Во-первых, она очень показательна для демонстрации зависимости динамики молодежной субкультуры от экономических подъемов
и спадов, и, во-вторых, данная субкультура имеет место практически во всех индустриально-развитых обществах.
Мы не будем вдаваться в исторические подробности, поскольку для нас они не важны, а обратимся к тому, что в результате жестокого экономического кризиса к середине 80-х гг.
целые графства в Англии превратились в «зоны социального бедствия» (их стыдливо называли «депрессивными регионами»).
Реакцией на этот кризис стал расцвет субкультуры скинхэдов: детей безработных, которые не работали, поскольку работы для них не было, и не учились, поскольку для того, чтобы учиться, необходимы были деньги, которых тоже не было.
Единственным развлечением для них было подраться с другими такими же, но из соседнего района.
Эта «криминогенная» молодежная субкультура в Англии процветала до времени последующего выхода

[Back]