Проверяемый текст
Левикова Светлана Игоревна. Феномен молодежной субкультуры (Диссертация 2002)
[стр. 124]

тых норм поведения и в основном изучаются в рамках криминологии и психиатрии дисциплин, занимающихся отклонениями и направленных на поиск путей «нормализации» или изоляции изучаемых явлений136.
Но рано или поздно наступит этап состояния «источник».

Тогда начнут появляться концепции, рассматривающие различные молодежные субкультуры в качестве источника новых ценностей, моделей будущего развития, возможно, преодоления, к примеру, экологического кризиса.
Так,
в журнале «Вопросы философии» опубликованы материалы дискуссии на тему: «Молодежь в современном мире: проблемы и суждения».
Одна из ее участниц, М.И.
Новинская137, говорила уже не о девиантном поведении или проблеме насилия, а о «культуротворческой роли молодежи, которую она приобретает в периоды общественных перемен уже не в качестве возрастной группы, а как новое поколение.
В такие времена, говорила М.
Новинская, нормы и ценности предшествующих поколений приходят в острое противоречие с изменением общественной реальности, но продолжают сохранять господствующее положение.
Отсюда упреки «детей» в лживости и лицемерии «отцов».
Именно эта ситуация осознается молодыми в понятиях «конфликта
поколений».
Данную модель отношений, когда основная, господствующая культура обращается к молодежной субкультуре в поисках новых ценностей, Т.
Щепанская определила как «источник».
На этапе «источник», согласно Щепанской,
субкультурные ценности проникают и перестраивают синхронную систему связей, обеспечивая реакцию общества на изменения среды.
Новая информация закрепляется в
мифе самоописании общества, получая, таким образом, возможность передаваться во времени.
То, что было нормами и символами
«исключенной» культуры, становится основой нового принципа упорядочения обще136 Щекочихин 10.
По ком звонит колокольчик? // «Социс», 1987.
№1.
147 Новинская М.
Студенческая революция в США и кризис буржуазных ценностей.
// «Вопросы философии», 1972.
Ху 12.
124
[стр. 319]

319 Когда общество находится в стабильном состоянии, все выпавшие из него изолируются; люди, оказавшиеся в состоянии перехода, отправляются в «священный лес», задержавшиеся в неопределенности изгоняются, изолируются в психиатрических лечебницах или исправительных учреждениях или просто отторгаются общественным мнением и оказываются отделены невидимым, но непреодолимым барьером презрения.
В традиционных обществах на период перехода человек отгораживается ритуальным барьером.
Это состояние называется «изолят».
Для него характерно то, что экстернальная молодежная субкультура является предельно закрытой: что бы ни происходило в рамках данной субкультуры, то там и остается, и в базовую культуру практически ничего не проникает.
Именно на этапе «изолята» молодежные субкультуры попадают в разряд отклоняющегося от общепринятых норм поведения и в основном изучаются в рамках криминологии и психиатрии дисциплин, занимающихся отклонениями и направленных на поиск путей «нормализации» или изоляции изучаемых явлений.461 Но рано или поздно наступит этап состояния «источник».
Оно должно прийтись на период тех или иных социальных сдвигов.
Тогда начнут появляться концепции, рассматривающие различные молодежные субкультуры в качестве источника новых ценностей, моделей будущего развития, возможно, преодоления, к примеру, экологического кризиса.
Так,
конференция по проблемам молодежи, которая состоялась в Филадельфии в 1982 г., называлась «Абсолютные ценности и творение нового мира».462 * Кроме того, в журнале «Вопросы философии» опубликованы материалы дискуссии на тему: «Моло461 См., например: ЛичкоА.Е.
Психопатии и акцентуации характера у подростков.
Л., 1983; Психопатические расстройства у подростков.
(Республиканский сборник научных трудов.
/ Ленинградский научноисследовательский психоневрологический институт им.
В.М.
Бехтерева).
Л., 1987; Вилке А.Я.
Антиобщественные проявления в молодежной среде: Опыт регионального прогноза // «Социологические исследования», 1990, № 4, стр.
57-64; Лукачер Г.Я., Шкшанцева Н.В.
Одурманивающие средства в подростковой среде.
И «Социологические исследования», 1990, № 4, стр.
80 85 и др.
462 АЬ$о1ше Уа1ие$ апб (Не Сгеайоп оГ (Не Ые\у МУогМ.
// Рго1асо1 оГ тЬе 1пгегпапопа1 СопГегепсе.
(И).
О Спйу оГ (Не 8с1спсе$.
РЫЫефЫа, (Ра).
МоуетЬег 25-28.
Не\у Уогк, 1983.


[стр.,320]

320 дежь в современном мире: проблемы и суждения».463 Одна из ее участниц, М.И.
Новинская, говорила уже не о девиантном поведении или проблеме насилия, а о «культуротворческой роли молодежи, которую она приобретает в периоды общественных перемен уже не в качестве возрастной группы, а как новое поколение.
В такие времена, говорила М.
Новинская, нормы и ценности предшествующих поколений приходят в острое противоречие с изменением общественной реальности, но продолжают сохранять господствующее положение.
Отсюда упреки «детей» в лживости и лицемерии «отцов».
Именно эта ситуация осознается молодыми в понятиях «конфликта
поколеV 464 ТТ « нии».
Данную модель отношении, когда основная, господствующая культура обращается к экстернальной молодежной субкультуре в поисках новых ценностей, 'Г.
Щепанская определила как «источник».
На этапе «источник», согласно Щепанской,
экстернальные ценности проникают и перестраивают синхронную систему связей, обеспечивая реакцию общества на изменения среды.
Новая информация закрепляется в
мифе самоописании общества, получая, таким образом, возможность передаваться во времени.
То, что было нормами и символами
экстернальной, «исключенной» культуры, становится основой нового принципа упорядочения общества, а прежний основной миф уходит в подполье.
Это момент инверсии.
На этом этапе новые модели и идеи проникают в систему вертикальных, временных, связей в традицию.
Третья фаза, «инверсия», согласно Т.
Щепанской, наступает, когда основная (базовая) и экстериальная культуры меняются местами.
А теперь нам представляется продуктивным задаться вопросами: меняются ли местами базовая и экстериальная, в данном случае молодежная культуры.
Имеет ли место действительная «инверсия»? Или мы имеем дело 465 465 Молодежь в современном мире: проблемы и суждения: (Материалы «круглого стола»).
Выступили: М.С.
Кон, Л.А.
Радзиховский, М.И.
Новинская, Т.В.
Чередниченко, Д.И.
Фельдштейн, А.Г.
Асмолов, В.Ф.
Левичева, Ю.Н.
Давыдов, А.В.
Толстых.
// «Вопросы философии», 1990, № 5, стр.
12-33.
4М Там же, стр.
17.

[Back]