Молодежная субкультура является своеобразной формой адаптации к нормам, ценностям, образу жизни общества, попыткой внесения изменений в старую, а иногда и создания новой системы ценностей, морали и т.п. общества. Поэтому молодежная субкультура носит инновационный характер. Однако не все инновации «впитываются» базовой культурой, а лишь те, которые продуктивны и соответствуют изменившейся ситуации в современном молодежной субкультуре обществе. Будучи субкультурой, исследуемый феномен не только зависит от базовой культуры, но и влияет на него. Наша сегодняшняя культура представляет некую цельность, включившую в себя и элементы молодежной субкультуры 60-х гг., и молодежной субкультуры 70-х и т.д. гг., и элементы криминальной субкультуры, и элементы богемной и других субкультур. Каждое молодежное поколение, вырастая, вносит в базовую культуру своего общества то, что было выработано им в период молодости. Однако чтобы одна реальность сменила другую, новые метафоры должны объединиться с властью, которая возьмет их на вооружение, ими вдохновится, попытается их осуществить. В жизни же возможно лишь вхождение элементов молодежной субкультуры в базовую культуру, а также частичное обновление последней наработками молодежной субкультуры, что отражает динамику взаимодействия этих двух культур. 132 |
183 Когда же родительская семья может себе позволить обеспечить и пребывание своего подрастающего ребенка в молодежном неформальном объединении, он, в свою очередь, может позволить себе не только ориентацию на «быть», но и выбрать, как «быть». А это «как» не исключает и контркультурной формы молодежной субкультуры. Итак, молодежная субкультура является своеобразной формой адаптации к нормам, ценностям, образу жизни общества, а также попыткой внесения изменений в старую, а иногда и создания новой системы ценностей, морали и т.п. общества. Именно поэтому молодежная субкультура носит инновационный характер. Не все инновации «впитываются» базовой культурой, а лишь те, которые продуктивны и соответствуют изменившейся социальноисторической ситуации в современном молодежной субкультуре обществе. Феномен «молодежной субкультуры» возник в результате резкого ускорения темпа социокультурных изменений, вступления индустриальных стран в эпоху техногенной цивилизации, их переходом к постиндустриальной стадий общественного развития. Он связан, в том числе, и с резким увеличением периода обязательного обучения для широких масс, обернувшимся появлением новой социально-демографической группы «молодежь». Понятие «молодежная субкультура» употребляется для обозначения частичной, относительно когерентной культурной подсистемы внутри базовой культуры общества, культивирующей собственно молодежную систему ценностей, норм и форм поведения, отношение к моде и т.д. Молодежная субкультура это феномен, свойственный крупным городам, где имеется большое количество молодежи, у которой много свободного времени, не много обязанностей, а также есть достаточно состоятельные родители, которые обеспечивают материальную сторону их существования. Молодежная субкультура это культура, создаваемая молодыми для себя, «для внутреннего пользования», то есть для собственной группы и не 331 характерно стремление быть сопричастным той культуре, которую молодым предлагает и навязывает общество; • для молодежной субкультуры характерен нонконформизм; а культура для молодых характеризуется конформизмом; • молодежная субкультура феномен урбанистический, характерный для крупных городов; культура для молодых рассчитана на молодых людей вне зависимости от того, где они живут. Молодежная субкультура и культура для молодых сосуществуют, порой параллельно, порой пересекаясь, но никогда не сливаясь. С 60-х гг. XX столетия понятие молодежной субкультуры начинают связывать с понятием «контркультура». Однако эти два различных типа культуры могут а) не иметь ничего общего один с другим, б) взаимопересекаться и в) сливаться в одно целое, создавая некий «симбиоз». Молодежная субкультура является своеобразной формой адаптации к нормам, ценностям, образу жизни общества, попыткой внесения изменений в старую, а иногда и создания новой системы ценностей, морали и т.п. общества. Поэтому молодежная субкультура носит инновационный характер. Однако не все инновации «впитываются» базовой культурой, а лишь те, которые продуктивны и соответствуют изменившейся социально-исторической ситуации в современном молодежной субкультуре обществе. Молодежная субкультура это феномен, свойственный крупным городам, где имеется большое количество молодежи, у которой много свободного времени, не много обязанностей, а также есть достаточно состоятельные родители, которые обеспечивают материальную сторону их существования. Молодежная субкультура это культура, создаваемая молодыми для себя, «для внутреннего пользования», то есть для собственной группы и не рассчитанная на ее массовое потребление. Поэтому молодежные субкультуры «закрыты» для и от внешнего мира, эзотеричны. При этом молодежную субкультуру не следует путать ни с «культурой для молодых» (т.е. ориенти 333 турную ткань конкретного типа культуры, она обладает свойствами и особенностями последнего. Будучи субкультурой, исследуемый феномен не только зависит от базовой культуры, но и влияет не него. Наша сегодняшняя культура представляет некую цельность, включившую в себя и элементы молодежной субкультуры 60-х гг., и молодежной субкультуры 70-х и т.д. гг., и элементы криминальной субкультуры, и элементы богемной и других субкультур. Только в сегодняшней базовой культуре, как в супе, из десятков ингредиентов возникла цельность, которую обратно, в первоэлементы тех субкультур уже не вернуть. Так и молодежная субкультура 60-х гт. растворилась в «бульоне» времени. Она придала «навару» эпохи свой аромат и крепость, похоронив в нем свое лицо и имя. Каждое молодежное поколение, вырастая, вносит в базовую культуру своего общества то, что было выработано им в период молодости. Однако чтобы одна реальность сменила другую, новые метафоры должны объединиться с властью, которая возьмет их на вооружение, ими вдохновится, попытается их овеществить, претворить в социальную ткань. В жизни же возможно лишь вхождение элементов молодежной субкультуры в базовую культуру, а также частичное обновление последней наработками молодежной субкультуры, что отражает динамику взаимодействия этих двух культур. |