Проверяемый текст
Левикова Светлана Игоревна. Феномен молодежной субкультуры (Диссертация 2002)
[стр. 23]

Серьезные попытки определить семантическое поле понятий «юность», «подростковость» (или «отрочество»), «молодость» предпринимались на протяжении всего XX столетия специалистами различных направлений знаний: и медиками, и психологами, и юристами, и педагогами и др.
Вопрос о соотношении понятий «юность», «отрочество», «молодость» в начале XX века решался следующим образом: «юность» включает в себя два последовательно сменяющих друг друга этапа «отрочество» и «молодость».
Отрочество начинается примерно в 10 -12 лет и продолжается до 17 лет, когда его сменяет период молодости, заканчивающийся к 21 24 годам.
В период юности «характер и интересы индивида...
приобретают наиболее развитые формы проявления, интеллект достигает своей истинной вершины, воля истинной силы.
Складывается личность, формируются страсти, цели, идеалы».
При этом почти весь период отрочества отличается стремлением к отрицанию, проявлениями упрямства, негативизма, нигилизма.
А для юношества, включающего в себя тех, кто «уже не дети, но еще не взрослые», в целом, характерны впечатлительность, возбудимость, неуравновешенность, романтичность, оппозиция к внешнему миру, непостоянство интересов и т.д.
Эта концепция, оказавшая существенное влияние на становление интересующих нас понятий, принадлежит австрийскому психологу Ш.
Бюлер .
Выбрав биологический ракурс рассмотрения понятий «юность», «отрочество», «молодость», для объяснения специфики юношеского возраста и поведения она ввела в психологию понятие «пубертация».
В результате практически исключалась социальная составляющая в формировании личности и все особенности этого периода в жизни человека объяснялись физиологическими процессами, происходящими в организме.

7 7* Бюлер Ш.
Жизненный путь человека.
М., 1972.
23
[стр. 26]

26 в начале жизни человека пять следующих этапов: 1) от рождения до конца первого года жизни; 2) от 2 до 12 лет; 3) от 12 до 15 лет; 4) от 15 до 20 лет и 5) от 20 до 25 лет.
Согласно Руссо, четвертому этапу соответствовал период юности в собственном смысле этого слова, то есть период, когда наступает зрелость чувств, возникает интерес к ближнему и к обществу, пробуждается чувство любви, происходит физическая перестройка организма, наступает половая зрелость.
Величайшая заслуга философа в том, что задолго до Гегеля, впоследствии высказавшего аналогичную мысль, ставшую в наше время хрестоматийной, он сумел увидеть, что человек в отличие от всех других живых существ имеет две природы биологическую и социокультурную, а, следовательно, рождается дважды сначала как биологическое, а затем как социальное существо: «Мы рождаемся, так сказать, дважды: один раз, чтобы существовать, другой, чтобы жить; один раз для рода, другой для пола»5 6.
Идеи, высказанные в «Эмиле, или О воспитании», оказали сильнейшее влияние на последующие исследования XIX и XX веков.
И, несмотря на то, что социокультурные реалии XXI века значительно отличаются от таковых в XVIII веке, некоторые исследователи молодежи сохраняют приверженность возрастным границам юности, очерченным французским философом.
Серьезные попытки определить семантическое поле понятий «юность», «подростковость» (или «отрочество»), «молодость» предпринимались на протяжении всего XX столетия специалистами различных направлений знаний: и медиками, и психологами, и
социологами, и юристами, и педагогами и др.
При этом не всегда выдерживалось стремление синтезировать при определении этих понятий биологическую и социальную природы человека: имел место как крен в одну или другую сторону, так и абсолютизация одной из сторон.
Более того, не все последователи идей Руссо трактовали их одинаково.
Так, к примеру, американский психолог С.
Холл, считающийся в своей 5 Руссо Ж.-Ж.
Эмиль, или О воспитании.
СПб, 1913.
6 Там же, стр.
198.


[стр.,27]

27 стране родоначальником науки о молодежи, в книге «Юность»7, напечатанной в 1905 г., не изменяет идеям Руссо и трактует юношеский возраст как время «второго рождения».
С той лишь разницей, что понимает «второе рождение» не как социальное, а как психологическое как возникновение совершенно новой структуры характера.
Будучи сторонником социалдарвинизма, Холл объяснял развитие общества и индивида генетическими факторами, не придавая практически никакого значения воздействиям внешней среды.
При определении биологических и социальных параметров интересующих нас понятий также возникнут очень значительные трудности.
И на то будут серьезные причины.
Но прежде чем анализировать эти причины сделаем краткий экскурс в выдвигавшиеся концепции.
Вопрос о соотношении понятий «юность», «отрочество», «молодость» в начале XX века решался следующим образом: «юность» включает в себя два последовательно сменяющих друг друга этапа «отрочество» и «молодость».
Отрочество начинается примерно в 10 12 лет и продолжается до 17 лет, когда его сменяет период молодости, заканчивающийся к 21 24 годам.
В период юности «характер и интересы индивида...
приобретают наиболее развитые формы проявления, интеллект достигает своей истинной вершины, воля истинной силы.
Складывается личность, формируются страсти, цели, идеалы»8.
При этом почти весь период отрочества отличается стремлением к отрицанию, проявлениями упрямства, негативизма, нигилизма.
А для юношества, включающего в себя тех, кто «уже не дети, но еще не взрослые», в целом, характерны впечатлительность, возбудимость, неуравновешенность, романтичность, оппозиция к внешнему миру, непостоянство интересов и т.д.
Эта концепция, оказавшая существенное влияние на становление интересующих нас понятий, принадлежит австрийскому психологу Ш.
Бюлер.
* *
7 На1151.
А<1о1е$сепсе.
Ьопйоп, 1905.
* ВйЫег Ск.
Ца$ 8ее1еп1еЬеп <1с51и$еп<ШсЬеп.
кпа, 1922, 8.
18.


[стр.,28]

28 Выбрав биологический ракурс рассмотрения понятий «юность», «отрочество», «молодость», для объяснения специфики юношеского возраста и поведения она ввела в психологию понятие «пубертация».
В результате практически исключалась социальная составляющая в формировании личности и все особенности этого периода в жизни человека объяснялись физиологическими процессами, происходящими в организме.

Именно они, по мнению Ш.
Бюлер, повинны в том, что общество негативно относится к действиям юношей, а те, в свою очередь, оказываются в промежуточном положении: с одной стороны, они уже не дети, а с другой еще не взрослые.
И в силу этого юноши везде и среди детей, и среди взрослых оказываются «не в своей тарелке», вся земля вокруг них «ничейная».
Данное положение впоследствии становится основой теории «реег §гоир», или групп равных (о них речь пойдет несколько позже).
По сути, эти группы есть ни что иное, как так называемые «неформальные молодежные объединения», или проявление молодежной субкультуры.
Ведь если юноша везде оказывается «не в своей тарелке», то «в своей тарелке» он будет лишь среди таких же, как он сам, юношей.
Все казалось бы ясно.
Остается только один вопрос: почему эти группы и неформальные молодежные объединения не инвариантны для всех времен, народов и обществ ведь через физиологический период пубертации проходят все люди без исключения вне зависимости от времени и места их существования (естественно, если их жизнь не прерывается в детстве)? К концу 50-х гг.
XX столетия стало ясно, что возникает слишком много трудностей с определением биологических (возрастных) рамок юности (и соответственно отрочества и молодости) из-за того, что рассматриваемый в качестве отправного момента пубертационный период у одних людей наступает раньше, а у других позже.
По мнению Р.
Бергиуса, высказанному в 1959 г., «деление на два периода юношеского развития (отрочество и юность)

[Back]