Проверяемый текст
Левикова Светлана Игоревна. Феномен молодежной субкультуры (Диссертация 2002)
[стр. 26]

Из сказанного выше следует, что невозможно определить единые возрастные границы для подростков и для молодежи, поскольку: • они будут зависеть от того, какова длительность периода обучения тех или иных учебных заведениях;обучение различным специальностям предполагает различную длительность периода обучения.
Так, например, в России срок вузовского обучения большинству гуманитарных специальностей равен пяти годам; медицинским семи годам; различным техническим от пяти до семи лет;
• различные жизненные обстоятельства молодых людей (провал на вступительных экзаменах, служба в вооруженных силах, болезнь, семейные обстоятельства и т.д.) приводят к тому, что студентами одного курса не всегда становятся только одногодки по рождению.
Универсального, исторически и общественно инвариантного юношеского возраста не существует: он определяется в рамках конкретного общества для конкретного исторического этапа, то есть его границы устанавливаются с учетом конкретных социокультурных факторов.

Первостепенным параметром выявления семантического поля понятий «юность», «отрочество», «молодежь» будет обучение индивидов в «традиционных» учебных заведениях.
Юношеский
возраст ограничивается временем обучения, имеющего целью непосредственную профессиональную подготовку и следующим за ним периодом работы в качестве так называемого «молодого специалиста».
Юношеский же биологический возраст для
философского дискурса особой роли не играет, поскольку неучащиеся молодые люди обычно не проявляют себя в качестве молодежи и, как правило, теряются, растворяются во взрослой среде.
Кроме окончания периода обучения и начала работы по специальности в качестве завершения юношеского возраста, некоторые авторы вводят такой параметр, как вступление в брак.

26
[стр. 33]

33 формам обучения «школа» «вуз» распределяются понятия «подростки» «молодежь», с коррекцией лишь на то, что «подростки» это не все школьники, а лишь старшеклассники.
К молодежи же относятся студенты вузов и техникумов.
А «юность» слагается из двух составляющих: «отрочества» (период обучения в общеобразовательной средней школе) и «молодости» (периода обучения в вузе или техникуме).
Кроме того, к категории «молодежь» причисляют и индивидов уже приступивших к трудовой деятельности, но еще не достигших в ней максимальной степени участия, т.е.
«максимальной экономической активности»19.
В нашей стране таких работников обычно принято называть «молодыми специалистами».
Именно эти «молодые специалисты» стоят на верхней социальной границе понятия «молодежь».
Следовательно, в числе постоянных инвариантных социальных признаков юношей (как подростков, так и молодежи) можно назвать еще не достигнутую в полном объеме экономическую активность.
Поскольку мы имеем дело с теми, кто учится, то даже если они в параллель и работают, то работают не в полную силу, а лишь подрабатывают.
Из сказанного выше следует, что в соответствии с социологическим взглядом, невозможно определить единые возрастные границы для подростков и для молодежи, поскольку: • они будут зависеть от того, какова длительность периода обучения тех или иных учебных заведениях;обучение различным специальностям предполагает различную длительность периода обучения.
Так, например, в России срок вузовского обучения большинству гуманитарных специальностей равен пяти годам; медицинским семи годам; различным техническим от пяти до семи лет;
19 См.: Иконникова С.Н.
Молодежь в социальной структуре развитого социалистического общества.
Авто реф.
докт.
дис.
Л., 1974.


[стр.,34]

34 • различные жизненные обстоятельства молодых людей (провал на вступительных экзаменах, служба в вооруженных силах, болезнь, семейные обстоятельства и т.д.) приводят к тому, что студентами одного курса не всегда становятся только одногодки по рождению, т.е.
социальные ровесники далеко не всегда оказываются биологическими ровесниками.
Все сказанное относительно возрастных границ при определении понятий «юность», «отрочество», «молодость» в рамках социологического подхода свидетельствует, что, также как и в биологизаторском подходе, выявить их не представляется возможным.
Оказывается, что универсального, исторически и общественно инвариантного юношеского возраста не существует: он определяется в рамках конкретного общества для конкретного исторического этапа, то есть его границы устанавливаются с учетом конкретных социокультурных факторов.
Так, к примеру, для СССР этот возраст формально соответствовал возрасту допустимого членства в ВЖСМ: нижняя граница 14 лет, верхняя граница 28 лет.
В силу необходимости увеличения продолжительности периода обучения и обретения специальности во второй половине XX века верхняя возрастная граница была отодвинута до отметки 35 лет, а для молодых ученых до 40 лет.
Эти цифры были получены благодаря следующим расчетам, которые производились не столько по средним, сколько по верхним показателям (т.е.
для специальностей, требующих получения высшего образования и более длительного периода обучения, к примеру, для врачей): к окончанию средней школы молодому человеку 17 лет; обучение в медицинском училище еще плюс три года к его окончанию молодому человеку 20 лет; обучение в медицинском вузе еще плюс семь лет к его окончанию молодому человеку уже 27 лет; затем к этому возрасту следует прибавить год обучения в ординатуре и три года обучения в аспирантуре, и мы получаем уже молодого человека 31 года, который в таком возрасте приступив к работе до 35 лет будет набираться практического опыта и считаться «моло

[стр.,35]

35 дым специалистом».
Эти расчеты были сделаны без учета всяких обстоятельств, которые могли продлить данный период «молодости» на неопределенный срок (служба в вооруженных силах, поступление в институт не с первого раза и т.п.).
Остается лишь заметить, что подготовка не по всем специальностям требуют столь длительного периода обучения, но расчеты производились с учетом того, чтобы молодые люди, выбирающие подобные специальности, не оказались за границами понятия «молодежь».
Итак, с точки зрения социологического подхода первостепенным параметром выявления семантического поля понятий «юность», «отрочество», «молодежь» будет обучение индивидов в «традиционных» учебных заведениях.
Юношеский
социальный возраст ограничивается временем обучения, имеющего целью непосредственную профессиональную подготовку и следующим за ним периодом работы в качестве так называемого «молодого специалиста».
Юношеский же биологический возраст для
социальнофилософского дискурса особой роли не играет, поскольку неучащиеся молодые люди обычно не проявляют себя в качестве молодежи и, как правило, теряются, растворяются во взрослой среде.
Кроме окончания периода обучения и начала работы по специальности в качестве завершения юношеского возраста, некоторые авторы вводят такой параметр, как вступление в брак.

Так, Ф.
Найдгардт отмечал, что это событие «сопряжено со сменой социальной группы, предоставляет молодому человеку новые права и налагает на него новые обязанности.
Человек, не состоящий в браке и не владеющий профессией, продолжает оставаться ребенком в саЛ А мом широком смысле слова» .
На наш взгляд, в социально-философском ракурсе этот параметр вполне правомерен, хотя и не столь абсолютен, как период обучения.
Дело в том, что как бы молодой человек ни относился к своей учебе (был бы старателен или учился бы спустя рукава, был бы усерден или отлынивал бы от учебы и т.п.), он все равно оставался бы обучающимся 20 20 ЫеЫНагЛх Р.
Ц1с ]\ищс Оепегапоп.
ОрЫеп, 1970,5.
13.

[Back]