цирует себя с ней. Члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального общения; • вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре, какими являются прическа, одежда, жаргон, украшения и т.п. • как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо «центра», либо инициатора тех или иных инноваций, либо выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным явлениям и т.д.; • значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы: • посредством нее молодые люди узнают «своих»; • она отличает данных молодых людей и выделяет среди «чужих»; • она работает на объединение и сплочение группы; • она позволяет молодым людям демонстрировать и отстаивать свою позицию. С первых шагов молодежную субкультуру отличает невписываемость, невовлеченность в базовую культуру общества. А поскольку базовой культурой в то время становилась массовая культура, то молодежная субкультура не вписывалась именно в нее. При этом «невписываемость» при одновременном желании привлечь к себе внимание окружающих оборачивается странным соединением, «симбиозом» эпатажных, эскапистских и протестных форм данной субкультуры. Эти формы предоставят возможность молодежной субкультуре исполнять роль своеобразного компенсаторного механизма, решающего задачу противовеса мощному нивсли29 |
вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре, какими являются прическа, одежда, жаргон, украшения и т.п. как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо «центра», либо инициатора тех или иных инноваций, либо выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям и т.д.; «центр» (а это слово мы ставим в кавычки, поскольку в молодежных субкультурах он очень размыт и лабилен и то, что вчера было центром, сегодня уже может им не быть), вокруг которого группируются молодые люди формирует субкультурное мировоззрение данной группы и закрепляет его в крылатых выражениях, лозунгах, возможно, каких-либо (писаных или неписаных) текстах, проясняющих основополагающие ценности данной группы. Если то, что делает центр, привлекает внимание молодых людей, то вокруг него появляется группа последователей, данная субкультура растет в количественном отношении; значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы: • посредством нее молодые люди узнают «своих»; • она отличает данных молодых людей и выделяет среди «чужих»; • она работает на объединение и сплочение группы; • она позволяет молодым людям демонстрировать и отстаивать свою позицию в социальной среде. 54 рой в то время становилась массовая культура, то молодежная субкультура не вписывалась именно в нее. При этом «невписываемость» при одновременном желании привлечь к себе внимание окружающих оборачивается странным соединением, «симбиозом» эпатажных, эскапистских и протестных форм данной субкультуры. Эти формы предоставят возможность молодежной субкультуре исполнять роль своеобразного компенсаторного механизма, решающего задачу противовеса мощному нивелирующему давлению массовой культуры и проявиться как своеобразная защитная реакция культуры от самоуничтожения, один из механизмов культуры к самосохранению. Ведь еще со времен Николая Яковлевича Данилевского мыслители отмечали, что единообразие, шаблонизация культуры губительна для всего человечества. В подтверждение данной мысли мы приведем две отстоящие друг от друга более чем на столетие цитаты; одна принадлежит Н.Я. Данилевскому, другая Л.Н. Гумилеву. Н.Я. Данилевский писал: «... общечеловеческого (в нашем случае иод «общечеловеческим» можно понимать результат нивелировки индустриально-развитых обществ массовой культурой прим. С.Л.) не только нет в действительности, но и желать быть им значит довольствоваться общим местом, бесцветностью, отсутствием оригинальности одним словом, довольствоваться невозможною неполнотою. Иное дело — всечеловеческое, которое надо отличать от общечеловеческого».47 Согласно Л.Н. Гумилеву, культурная пестрота оптимальная форма существования человечества: «Ведь невозможно представить себе, что на Земле будет одна порода деревьев, или только одна порода животных. Биосфера всегда будет многослойна, многообразна и в этом только многообра-г 48 зии сила. То же относится и к культуре». 47 Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому.-СПб, 1995, стр. 103. 4* Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994, стр. 254. 328 • вхождение молодого человека молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре, какими являются прическа, одежда, жаргон, украшения и т.п. • значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы: • посредством нее молодые люди узнают «своих»; • она отличает данных молодых людей и выделяет среди «чужих»; • она работает на объединение и сплочение группы; • она позволяет молодым людям демонстрировать и отстаивать свою позицию в социальной среде. Появление феномена молодежной субкультуры по времени совпало с началом перехода индустриально-развитых обществ к постиндустриализму, основными чертами которого являются плюрализм, множественность, децентрацию, неопределенность, фрагментарность, прерывность, изменчивость, отсутствие бинарных оппозиций, эклектизм. Эти черты характерны и для постмодернистского мировосприятия и философии, и для молодежной субкультуры. Истоки генезиса феномена молодежной субкультуры следует искать в переходе общественных систем от статичности к динамичности и в соответствующем изменении положения молодых людей в общественных системах: в статичных обществах главную роль играло старшее поколение, в динамичных эту роль играет молодое поколение. Изобретение техники и внедрение ее в производство ознаменовало переход к динамичным обществам и породило новую социально-демографическую группу «молодежь». Переход же общества от индустриальной к индустриально-развитой стадии, а затем и к по467 В смысле «не для всех», поскольку через молодежную субкультуру проходят вовсе не все молодые люди. |