крата можно найти высказывание90: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей». Однако считается, что теория «конфликта поколений» начала формироваться в XX веке в трудах 3. Фрейда, поскольку в работах «Толкование сновидений», «Тотем и табу», «Я и Оно» и др. он сформулировал тезис о восходящей к далекому доисторическому прошлому извечной борьбе поколений на сексуальной основе («эдипов комплекс»). Несколько иную концепцию представил Л. Фойер: «конфликт поколений универсальный мотив истории. Он базируется на изначальных чертах человеческой натуры...», и далее: «История всех до сих пор существующих обществ является историей борьбы между поколениями. Старые и молодые, отцы и дети, зрелые мастера и молодые подмастерья, взрослые работодатели и молодые чернорабочие, старые профессора и молодые студенты со времени первобытного отцеубийства соперничали между собой за господство в обществе. Эта борьба продолжается непрерывно, то скрыто, то явно; она никогда не кончается явным триумфом молодых, ибо к тому времени, когда они побеждали, они уже становились людьми средних лет». Особенно настойчиво заговорили о конфликте поколений во второй половине XX века. Именно тогда появились теории, выводившие из него феномен молодежной субкультуры. Согласно этим теориям, суть конфликта поколений сводится к тому, что молодежь оказывается внутренне неспособной воспринимать и воспроизводить социокультурные отношения общества. Это происходит потому, что, как отмечал М.А. Киссель91, «в периоды быстрых перемен может возникнуть особое недоверие одного поко>ю Аттическая философия: Платом: Апология Сократа. Философия от античности до современности. Мм 2004. С. 1173 ‘; Киссель М.А. Философия призрачного существования. В кн.: Общество и молодежь. М., Молодая гвардия, 1968. 38 |
71 можно найти высказывание: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей»87. Однако считается, что теория «конфликта поколений» начала формироваться в XX веке в трудах 3. Фрейда, поскольку в работах «Толкование сновидений», «Тотем и табу», «Я и Оно» и др. он сформулировал тезис о восходящей к далекому доисторическому прошлому извечной борьбе поколений на сексуальной основе («эдипов комплекс»). Последователь 3. Фрейда, Д. Аусубель считал, что двумя основными задачами подростка являются, во-первых, необходимость справиться с возрастными изменениями собственного тела и, во-вторых, принять их: «в период полового созревания» в организме подростка свершаются «драматические физиологические и половые изменения», происходит «травматическое пробуждение подростка»88, вследствие которого у него нередко возникает «чувство замешательства перед лицом необычайности и внезапности этих физиоп ческих изменений» . В это время требуется освоить присущую своему полу роль и стать независимым от родителей и других воспитателей, которыми являются как учителя, так и другие взрослые. Задача подростка отказаться от своего положения «спутника» (сателлита) по отношению к родителям и примкнуть к группе равных себе. Именно поэтому в юношеском возрасте, согласно Д. Аусубелю, происходит значительное обесценение родителей, включая разрыв с ними (отношение спутников-сателлитов) или сильное отчуждение90. А в результате между родителями и детьми образуется пропасть, два поколения живут «в разных мирах»91. 87 88 89 90 91 Сократ (470 399 гг. до н.э.)Цит. по: «Америка». 1968, № 135, с. 9. АизиЬе! О.Р. Оа$ Зи&епбаКег. МйпсЪсп, 1968, $. 84. Там же, стр. 88. Там же, стр. 197. Там же, стр. 198. 72 Несколько иную концепцию представил Л. Фойер : «конфликт поколений универсальный мотив истории. Он базируется на изначальных чертах человеческой натуры...»92 93, и далее: «История всех до сих пор существующих обществ является историей борьбы между поколениями. Старые и молодые, отцы и дети, зрелые мастера и молодые подмастерья, взрослые работодатели и молодые чернорабочие, старые профессора и молодые студенты со времени первобытного отцеубийства соперничали между собой за господство в обществе. Эта борьба продолжается непрерывно, то скрыто, то явно; она никогда не кончается явным триумфом молодых, ибо к тому времени, когда они побеждали, они уже становились людьми средних лет»94. Особенно настойчиво заговорили о конфликте поколений во второй половине XX века. Именно тогда появились теории, выводившие из него феномен молодежной субкультуры. Согласно этим теориям, суть конфликта поколений сводится к тому, что молодежь оказывается внутренне неспособной воспринимать и воспроизводить социальные отношения общества. Это происходит потому, что, как отмечал К. Кенистон, «в периоды быстрых перемен (а вторая половина XX столетия как раз характеризуется резким ускорением темпа жизни и инновациями С.Л.) может возникнуть особое недоверие одного поколения к другому. Дети начинают замечать, что их родители в жизни не придерживаются тех принципов, которые они сами же проповедуют»95. А еще ранее в 1961 г. в журнале «Лук» Леонард В. писал: «Молодежь повсеместно начинает бунтовать. Представители нового поколения посмотрели на мир, созданный старшими. Им не понравилось то, что они увидели. Они начали быстро и активно действовать, чтобы изменить его. Более образованные и менее стесненные рамками традиций, чем предыдущие поколения, они чувствуют себя отделенными от своих родителей веками. И в оп92 Реиег Г.5. ТЬс СопЯ1с1 оГ СспегаНопь. ТЬе СЬагас1ег ап<1 $1§пШсапсе о( $Шс1ет Моуетем. ЫУ, 1969. 93 Там же, стр. 527 528. ** Там же. стр. 32. 95 К. Кенистон. Юность, перемены и насилие. // «Америка», 1969, № 150, с. 43. |