мость «детей» от «родителей» после того, как уже достигнута физическая и физиологическая зрелость первых. То есть это так называемая «затянувшаяся молодость»; старшее поколение консервативно и не всегда успевает за происходящими изменениями. Это приводит к критическому отношению к нему молодежи; «отцы» и «дети» наблюдают друг друга главным образом в часы досуга, когда они не полностью адекватны себе. Вышеизложенное проясняет, почему уже в начале перехода обществ от индустриально-развитой стадии к постиндустриализму столь пристальное внимание привлекла к себе проблема конфликта поколений. Именно тогда, а также некоторое время спустя, было распространено представление, согласно которому порождением и следствием проблемы конфликта поколений является молодежная субкультура как своеобразная форма адаптации молодых людей к нормам, ценностям, образу жизни общества. Как отмечал Э. Розенталь93, «волнения молодежи и конфликт между поколениями так стары, как само человечество». В переломные моменты перехода от одной ступени общества к другой могут наблюдаться обострения отношений между поколениями вплоть до конфликтов, но вовсе не конфликт поколений толкает молодых людей в неформальные молодежные объединения. Если бы только этот конфликт был причиной появления молодежных субкультур, то все было бы очень просто. Но подчас на деле оказывается так, что конфликт между «отцами» и «детьми» является не причиной ухода молодого человека в молодежную субкультуру, а, наоборот, следствием этого ухода. В силу совсем иных причин, молодой человек оказывается в том или ином неформальном молодежном объединении, а уже приняв нормы и ценности, а также стиль, жаргон, манеру и стиль об42 Розенталь Э. В поисках идеала. М., 1976. С. 58. |
79 3. старшее поколение консервативно и не всегда успевает за происходящими изменениями. Это приводит к критическому отношению к нему молодежи; 4. «отцы» и «дети» наблюдают друг друга главным образом в часы досуга, когда они не полностью адекватны себе.106 Вышеизложенное проясняет, почему уже в начале перехода обществ от индустриально-развитой стадии к постиндустриализму столь пристальное внимание привлекла к себе проблема конфликта поколений. Именно тогда, а также некоторое время спустя, было распространено представление, согласно которому порождением и следствием проблемы конфликта поколений является молодежная субкультура как своеобразная форма адаптации молодых людей к нормам, ценностям, образу жизни общества. С нашей точки зрения, это представление верно лишь отчасти. Проведенные в 60-е, а также 70-е 90-е гг. в различных странах социологические исследования по проблеме конфликта поколений наглядно показали, что его значение очень сильно преувеличено. Да, безусловно, определенное непонимание между различными поколениями имеет место быть. И, хотя оно в той или иной форме существовало всегда и, как отмечал К. Менерт, «волнения молодежи и конфликт между поколениями так стары, как само человечество»107, в моменты социальных катаклизмов, а также в переломные моменты перехода от одной социальной ступени к другой могут наблюдаться обострения отношений между поколениями вплоть до конфликтов, но вовсе не конфликт поколений толкает молодых людей в неформальные молодежные объединения. Если бы только этот конфликт был причиной появления молодежных субкультур, то все было бы 106 Так Ч. Бидуэлл писал: «Большинство взрослых, включая родителей, могут увидеть лишь очень немногое из того, что происходит в стенах учебных заведений, вследствие чего взрослые наблюдают молодых людей главным образом в их часы досуга. Поэтому легко можно спутать виды поведения, имеющие для их участников второстепенное или частичное значение, со всем образом жизни». (Бидуэлл Ч. Молодежь в современном обществе. В кн.: Американская социология. М., Прогресс, 1972, с. 310). 107МеИпеп К. Зидах! йп ХеНЬгисЬ. Битная, 1976,5. 15. 80 очень просто. Но подчас на деле оказывается так, что конфликт между «отцами» и «детьми» является не причиной ухода молодого человека в молодежную субкультура, а, наоборот, следствием этого ухода. В силу совсем иных причин, которые мы будем рассматривать далее, молодой человек оказывается в том или ином неформальном молодежном объединении, а уже приняв нормы и ценности, а также стиль, жаргон, манеру и стиль общения, «униформу» и т.д. этого объединения, он перестает «вписываться» в привычную обстановку родительской семьи. Поэтому мы беремся утверждать, что проблема конфликта поколений в контексте молодежной культуры, хотя и играет определенную роль, то не столь значительную, какую ей приписывали вначале исследования данного феномена, а также по традиции продолжают приписывать и сейчас.. Даже более того, несмотря на то, что основные «баталии» «отцов» и «детей», как правило, происходят в рамках семьи, на деле оказывается, что очень редко дети действительно восстают против собственных (кровных) родителей. Для них «отцы» это некий отвлеченный идеальный образ взрослых вообще, притесняющих их. И хотя, порой, «дети» высказывают много не очень приятного родителям, поскольку те ближе и им высказать это проще, чем, предположим, учителю, преподавателю, милиционеру или любому другому взрослому, на деле оказывается, что родители как бы «расхлебывают» всё за всех, а реально дела далеко не так плохи: дети переняли у своих родителей очень схожее с последними восприятие мира. Как писал Ф. Достоевский, «не так скоро поколение отрывается от того, что сидит в нем наследственно; не так скоро отказывается человек от того, что во108 шло в его кровь». Чтобы подтвердить данное положение приведем несколько данных по США начала 70-х гг. и России 90-х годов XX столетия. В обследовании, проведенном осенью 1970 г. институтом Гэллапа, отмечалось, что представление о студенческом — и тем более вообще молодежт Цит. по: «Общественные науки и современность». 1996, № 3, стр. 56. |