Проверяемый текст
Левикова Светлана Игоревна. Феномен молодежной субкультуры (Диссертация 2002)
[стр. 46]

с целью, во имя которой оно получается, а в результате воспринимается многими молодыми людьми как нечто принудительное.
Причем эта принудительность относится как к среднему, так и к высшему образованию, которое только с первого взгляда кажется дополнительным и добровольным.
При этом прослеживается закономерность: чем дольше продолжается обучение, которое само по себе все чаще ничего еще не гарантирует, тем привычнее для молодого человека положение учащегося и тем сложнее его переход от сравнительно беззаботной жизни школьника студента аспиранта
к такой, в которой все начинает зависеть уже от него самого.
Кроме того, длительный официально признанный период «невзрослости» сам по себе существенно ослабляет для многих молодых людей и стремление к успеху, и желание вхождения во взрослую жизнь и во взрослый мир.
Именно это нежелание взрослеть, стремление различными способами сохранить чуть ли
нс навсегда право на «детскую» безответственность, поначалу озадачившее многих исследователей молодежи, было отмечено на Западе еще в начале 60-х гг.
XX столетия.
Историческое появление хиппи, стремившихся выйти из естественного процесса
взросления и, с одной стороны, пользоваться преимуществами взрослой жизни, когда ты сам можешь решать, как тебе поступать, а, с другой стороны, одновременно ни за что не отвечать, было первым проявлением молодежного «вечного детства».
Э.
Фромм", говоря о студенческой революции 60-х гг.
в США, отмечал, что, в сущности идеалов «революционной» молодежи того времени было «снова стать детьми», а такие авторы, как Маркузе, «подбросили им весьма подходящую идеологию, согласно которой возвращение в детство а не переход к зрелости и есть конечная цель
революции».
Идея нескончаемого детства и по сей день витает в существенной части молодежной
субкультуры.
т Фромм Э.
Человек для себя.
Иметь или быть? Минск, 1997.

46
[стр. 86]

86 ное.
Затянувшееся по времени образование, по сути, теряет непосредственную связь с целью, во имя которой оно получается, а в результате воспринимается многими молодыми людьми как нечто принудительное.
Причем эта принудительность относится как к среднему, так и к высшему образованию, которое только с первого взгляда кажется дополнительным и добровольным.
При этом прослеживается закономерность: чем дольше продолжается обучение, которое само по себе все чаще ничего еще не гарантирует, тем привычнее для молодого человека положение учащегося и тем сложнее его переход от сравнительно беззаботной жизни школьника студента аспиранта
(или, точнее, жизни в период обучения в школе, вузе, аспирантуре, а к этому можно еще прибавить период обучения в техникуме, училище, колледже и т.п.) к такой, в которой все начинает зависеть уже от него самого.
Кроме того, длительный официально признанный период «невзрослости» сам по себе существенно ослабляет для многих молодых людей и стремление к успеху, и желание вхождения во взрослую жизнь и во взрослый мир.
Именно это нежелание взрослеть, стремление различными способами сохранить чуть ли
не навсегда право на «детскую» безответственность, поначалу озадачившее многих исследователей молодежи, было отмечено на Западе (а точнее, в США) еще в начале 60-х гг.
XX столетия: историческое появление хиппи, стремившихся выйти из естественного процесса
социального взросления и, с одной стороны, пользоваться преимуществами взрослой жизни, когда ты сам можешь решать, как тебе поступать, а, с другой стороны, одновременно ни за что не отвечать, было первым проявлением молодежного социального «вечного детства».
Чуть позже отечественные хиппи (в то время СССР) именно так впервые и заявили о себе.
В Москве 1 июня 1967 г.
в День защиты детей они вышли на «демонстрацию» к памятнику Пушкина с плакатами и заявлениями, что они «дети Земли»119 и советами: «Живите как 119 Левикова С И.
Хиппи.
В кн.: Бобахо В.А., Левикова С.И.
Культурология: программа базового курса, хрестоматия, словарь.
М., ФАИР-ПРЕСС, 2000, стр.
386 387.


[стр.,87]

87 дети, в мире, спокойствии! Не гонитесь за призрачными ценностями!»120 Э.
Фромм, говоря о студенческой революции 60-х гг.
в США, отмечал, что, в сущности идеалов «революционной» молодежи того времени было «снова стать детьми», а такие авторы, как Маркузе, «подбросили им весьма подходящую идеологию, согласно которой возвращение в детство а не переход к зрелости и есть конечная цель
социализма и революции»121.
Идея нескончаемого детства и по сей день витает в существенной части молодежной
субкультура.
Так, один из «теоретиков» «Системы» (объединения значительной части отечественных неформалов), Боб-Художник, отмечал, что «Система» строит «культуру на фундаменте детскости»122.
Итак, индустриально-развитые, а затем постиндустриальные общественные системы принесли с собой новое явление: биологически и физиологически взрослых «социальных детей», нуждающихся, как и все люди, в самоутверждении и самовыражении.
Но как можно таким молодым людям удовлетворить эту потребность? Профессионально они это сделать еще не могут, поскольку только обучаются будущей профессии; собственной материальной самостоятельности (за редкими исключениями) у них тоже еще нет, из-за чего невозможна и независимость от родительской семьи.
Выход из этой ситуации был найден в молодежной субкультуре, отличной от культуры отцов, поскольку именно в мире последних молодой человек и не мог проявить себя «должным образом».
Потребность в самовыражении и неопределенность социальной роли молодых людей, порождающая значительную неуверенность у них в занимаемых социальных статусах, приводит их к спонтанному созданию частичной культуры, каковой является молодежная субкультура.
120 Стпрашнова Е.
Молодежная культура и общество.
II «Вестник» Ха 22 (356), 1 июня 1998.
Ьт>:/.'УА\^\у.&игли1.\У5пе!.ш/~сотрапу/уе$т1к/51а1.а$р?1(1а=1672.
121Фромм Э.
Человек для себя.
Иметь или быть? Минск, 1997,
стр.
278.
122См.: Ь«р://5иЬсц11иге.пагоб.ги/1ех{&/зутЬоН5ш/цНго2 2.Ыт.

[Back]