хорошо образованных, специально подготовленных работников, которым уже мало школьного или среднего профессионального образования, полученного в техникуме или в училище. Это приводит, во-первых, к появлению молодежи как демографической группы и, во-вторых, к возникновению феномена молодежной субкультуры, который позволяет тем молодым людям, которым не удается сделать это традиционным путем, адаптироваться к миру взрослых и найти место и способы для самовыражения и самореализации в период их молодости. 1.4 Онтологический «симбиоз» молодежной субкультуры и контркультуры Молодые люди убеждены, что лишь то бытие, которое не связано с прошлыми традициями, может дать истинное блаженство, так как оно лишено моральной ответственности перед ним. А потому идеалы контркультуры имеют не столько позитивный, сколько негативный характер, так как они освобождают от обязательств. Иначе говоря, молодые выдвигают «антиидеалы», единственное значение которых заключалось в том, чтобы исключить существовавшие идеалы, отвергнуть их, сохраняя при этом иллюзию, что они несут в себе и нечто положительное. Контркультура оказывается своеобразной ступенью в ряду реакций сознания на тот факт, что индустриально-развитое общество действительно порождает разрыв между технически ориентированной культурой, опирающейся на традиции западноевропейского рационализма, и сферой духовных, нравственных ценностей. Она выступает с верой в возможность перестройки мира с помощью такого «доброго начала», как культура, которое должно совершить чудо помочь «самовыявлению» личности. Свою конечную цель контркультура видит в «возвращении человеку его изначальной, природной целостности». 48 |
89 ного источника дохода и т.д. Молодежная субкультура играет с ними злую шутку, поскольку они считают, что не все у них еще потеряно и не спешат отделять себя от благополучной молодежи. Они продолжают сохранять или стимулировать образ жизни, присущей «субкультурной» молодежи, «консервируют» присущие ей манеры и т.п. Однако физический уход некоторых уже не молодых людей из молодежной субкультуры еще не означает их морально-психологического отрыва от нее. Внешне они уже не бросают обществу явного вызова, а «субкультурные» молодежные особенности у них проявляются в несколько завуалированной, скрытой форме. Так, они сосредотачиваются на развлечениях; абсолютно не интересуются выполняемой ими работой, практически отбывая ее срок, как повинность; и совершенно не хотят брать на себя какую бы то ни было ответственность: ни за выполняемую работу, ни за собственную семью (если таковая имеется), ни за собственные действия и т.д. Все вышесказанное позволяет еще раз подтвердить ранее высказанный тезис о том, что молодежная субкультура является структурным элементом индустриально-развитых социальных систем на стадии перехода к постиндустриализму. Причины эти кроются в невиданном ранее удлинении периода обучения, вызванного тем, что новые технологии и техника, активно внедряемые на стадии индустриально-развитой, а также постиндустриальной цивилизации, требуют не просто образованных, но особенно хорошо образованных, специально подготовленных работников, которым уже мало школьного или среднего профессионального образования, полученного в техникуме или в училище. Это приводит, во-первых, к появлению молодежи как социально-демографической группы и, во-вторых, к возникновению феномена молодежной субкультуры, который позволяет тем молодым людям, которым не удается сделать это традиционным путем, адаптироваться к социуму взрослых и найти место и способы для самовыражения и самореализации в период их социальной молодости. В результате «возникает параллельный ... 128 Заметим, что систематической и единой философской концепции контркультуры как не было в 60-х гг., так нет и по сей день. И мы имеем дело скорее с постмодернистским конгломератом всевозможных идей, часто неоднородных, чем со всесторонне разработанной теорией. Это отчетливо просматривается особенно при сравнении работ западных и отечественных авторов периода 70начала 80-х гг. Если первые выступали апологетами контр195культуры, то вторые ее неприменимыми критиками . С реализацией плана создания контркультуры, задуманного и изложенного ее идеологами, исторически мы имеем дело лишь в США 60-х гг. Поэтому далее мы позволим себе несколько подробнее коснуться контркультуры 60-х гг. в этой стране. Сразу следует отметить, что Студенческая революция в США явила пример симбиоза молодежной субкультуры и контркультуры в ее классическом варианте. 2.2.2. Социально-онтологический «симбиоз» молодежной субкультуры и контркультуры: история и современность «С трудом поддающаяся точным определениям, контркультура сделала своим главным мотивом требование установления новых отношений между человеком и человеком, а также нового отношения человека к самому себе», 196 писали американские исследователи Д. Боскин и Р. Розенстоун. Настойчивые попытки субкультурной молодежи избавиться от «буржуазности», сочетающей технический гений со страхом перед нарушением сексуальных табу, выкристаллизовались в феномен контркультуры. Молодые люди были убеждены, что лишь то бытие, которое не связано с прошлыми традициями, может дать истинное блаженство, так как оно лишено социальной и моральной ответственности перед ним. А потому идеалы контркультуры имели не столько позитивный, сколько негативный характер, так как они освобождали 195 См. например, Давыдов Ю.И., Роднянская КБ. Социология контр культуры. М., 1980 и др. Возкт Яозепзюпе К. Рго(с51 апс! ЯасЕсаИзт. Ап Отете^. 1п: $еа$ош> оГ КеЬсШоп. Ей. Ьу Во.чкт апс! Я. ЯозепвЮпе. XV, 1972, р. 7. 129 от обязательств. Иначе говоря, молодые выдвигали «антиидеалы», единственное значение которых заключалось в том, чтобы исключить существовавшие идеалы, отвергнуть их, сохраняя при этом иллюзию, что они несут в себе и нечто положительное. Контркультура оказалась своеобразной ступенью в ряду реакций сознания на тот факт, что индустриально-развитое общество действительно порождает разрыв между технически ориентированной культурой, опирающейся на традиции западноевропейского рационализма, и сферой духовных, нравственных ценностей. Она выступила с верой в возможность перестройки мира с помощью такого «доброго начала», как культура, которое должно совершить чудо помочь «самовыявлению» личности. Последняя же рассматривалась как сосредоточение добра, замутненное испарениями человеческой цивилизации. Свою конечную цель контркультура видела в «возвращении человеку его изначальной, природной целостности», что подтверждают многочисленные опросы, проведенные Д. Янкеловичем в кампусах в 60-х начале 70-х гг. В 1972 г. автор подытожил их: «Основная идея молодежного движения состоит в том, что следует открыть новую эру в отношениях человека с природой. В иерархии ценностей... студенческая культурная революция выше всего помещает природу и вообще все естественное. Подразумевается, что все природное, естественное хорошо; все искусственное и противоречащее природе плохо».'97 При этом под естественным понималось: • предпочтение чувственного опыта рациональному знанию; • руссоистский призыв «Назад к природе!», понимаемый как жизнь ближе к природе, к земле; • придание особого значения неведомым, мистическим, таинственным явлениям природы; • переход от индивидуализма к коллективизму и т.п. 197 197 ТЬс СЬап§ш§ Уа1ие$ оп Сатриз. Ву Э. Уапке1оукЬ 1пс. ЫУ, 1972, р. 168-169. |