Проверяемый текст
Левикова Светлана Игоревна. Феномен молодежной субкультуры (Диссертация 2002)
[стр. 53]

наиболее удачное, с нашей точки зрения, на сегодняшний день, относящее к контркультуре культурные течения в рамках господствующего стиля жизни, которые резко контрастируют с ним и предстают как своего рода культурный вызов господствующей культуре.
Существуют
различные механизмы формирования контркультурных тенденций, но нам интересны лишь те, которые имеют прямое отношение к молодежной субкультуре.
Среди таких механизмов можно отметить, во-первых, неполное соответствие господствующей культуры реалиям нового времени, приводящее к появлению контркультуры как отрицания устаревших и утверждения новых культурных форм.
Такой вариант контркультуры может иметь отношение к молодежной субкультуре и, именно
он рассматривается в классической трактовке контркультуры.
В такой ситуации контркультура может образовывать некий «симбиоз» с молодежной субкультурой, но именно может, поскольку данная потенция реализуется лишь при определенных условиях.
Кроме того, молодежные субкультуры вовсе не всегда подхватывают подобные контркультурные изменения, в силу своей эскапистской направленности.
Другим механизмом формирования и развития контркультурных тенденций является потребность в самоутверждении.
Именно этот механизм является наиболее вероятным для слияния молодежной субкультуры с контркультурой, поскольку большую часть молодых людей в субкультуры приводит как раз потребность в самоутверждении.

Другое дело, что не обязательно реализация данной потребности будет доведена до контркультурных форм, но такая возможность наиболее вероятна, поскольку для самоутверждения в господствующей, взрослой культуре молодому человеку требуется пройти много длительных, сложных ступеней, выдержать жесткую конкуренцию.

Контркультурные же движения начинаются с отрицания существующей культуры, которая объявляется «чепухой», «хламом».

Здесь, чтобы быть первым, надо быть первым среди предлагающих новые
53
[стр. 136]

136 трастируют с ним и предстают как своего рода культурный вызов господствующей культуре.
С
последним вариантом понимания понятия контркультура мы и будем работать далее.
Существуют различные механизмы формирования контркультурных тенденций, но мы затронем лишь те, которые имеют прямое отношение к молодежной субкультуре, являющейся предметом нашего рассмотрения.
Среди таких механизмов можно отметить, во-первых, неполное соответствие господствующей культуры реалиям нового времени, приводящее к появлению контркультуры как отрицания устаревших и утверждения новых культурных форм.
Такой вариант контркультуры может иметь отношение к молодежной субкультуре и, именно
его мы рассматривали в классической трактовке контркультуры.
В такой ситуации контркультура может образовывать некий «симбиоз» с молодежной субкультурой, но именно может, поскольку данная потенция реализуется лишь при определенных условиях.
Кроме того, молодежные субкультуры вовсе не всегда подхватывают подобные контркультурные изменения, в силу своей эскапистской направленности.
Другим механизмом формирования и развития контркультурных тенденций является потребность в самоутверждении.
Именно этот механизм является наиболее вероятным для слияния молодежной субкультуры с контркультурой, поскольку большую часть молодых людей в субкультуры приводит как раз потребность в самоутверждении,
как уже говорилось выше.
Другое дело, что не обязательно реализация данной потребности будет доведена до контркультурных форм, но такая возможность наиболее вероятна, поскольку для самоутверждения в господствующей, взрослой культуре молодому человек}' требуется пройти много длительных, сложных ступеней, выдержать жесткую конкуренцию.

Например, для завоевания минимальной репутации в исполнении симфонической музыки необходимо заниматься му20> См., к примеру: Гуревич П.С.
Контркультура.
В кн.: Культурология.
XX век.
Энциклопедия.
Т.
1.
СПб, 1998, стр.
322-324; Ильин В.
И.
Поведение потребителей.
Глава 9.
ЬИр://хрге551 .пе\УшаП.ги/{Ьеог/сЬ/Ьоок51 (Шт и др.


[стр.,137]

137 зыкой с ранних лет, получить солидное образование, обладать серьезными природными способностями и т.д.
Контркультурные же движения начинаются с отрицания существующей культуры, которая объявляется «чепухой», «хламом».

В результате образование только мешает продвижению в этом направлении.
Здесь, чтобы быть первым, надо быть первым среди предлагающих новые
формы культуры и соответствовать настроениям определенной социальной группы.
Поэтому чаще всего носителями контркультурных тенденций выступает субкультурная молодежь.
Иногда даже чтобы занять видное место в контркультурной среде, надо просто активно отрицать существующую культуру, ничего не предлагая взамен.
Разновидностью данного механизма с выходом на «мягкий» контркультурный вариант являются попытки подростков (здесь мы обращаем особое внимание на то, что данный вариант характерен именно для подростков) посредством молодежной субкультуры разыграть «игру во взрослую жизнь».
Неспособность в силу зависимого от родителей положения204 войти во «взрослый» мир на равных может вызвать у молодого человека желание, если не быть взрослым «по-настоящему», то хотя бы поиграть во взрослого.
В результате он начинает перенимать то, что проще и доступнее, то есть внешние формы взрослости (курение, алкоголь, одежда, позднее возвращение домой, макияж и т.п.).
Поскольку молодой человек чувствует себя как бы «не у дел» в рамках культуры «отцов», то в ответ и появляется контркультура, где все символы меняются на обратные.
Для эпатажа используется большая часть того, что запрещено обществом наркотики, асоциальное поведение, неряшливая или подчеркнуто специфическая одежда.
Появляется желание объединиться с себеподобными в некий альтернативный коллектив, где можно среди своих сверстников найти убежище от недовольства, нотаций, угроз родителей.
Это желание реализовывается в молодежной субкультуре, кото2М Здесь мы рассматриваем ситуацию с детьми из семей, опуская ситуацию с воспитанниками детских домов, поскольку последнюю надо рассматривать отдельно.

[Back]