и начинается деструктивный период, который часто приводит к террористическим действиям. Сказанное позволяет вывести следующие основные отличия между молодежной субкультурой и контркультурой как культурными типами. Молодежная субкультура Контркультура основная атмосфера игры основная стихия митинга наличие оппозиции «они» «мы» наличие общего значимого врага (общества в целом, либо определенных социальных несоответствий реалиям времени) конструктивная деятельность, направленная на создание своего мира деструктивная деятельность, направленная на победу над «врагом» борьба за выживание борьба за победу закрытость, эскапизм открытость, противостояние и воина уход от встреч с врагом постоянный поиск встреч с врагом пассивио-обороинтельная позиция агрессивная наступательная позиция в итоге изменения для себя (самоутверждение, самовыражение, отработка социальных ролей и т.п.) в итоге изменения для общества, возможно, на первых порах неявно выраженные С утверждением «индустриальности» онтологическая сущность человека раскололась на две большие, разделенные во времени и в пространстве, составляющие: труд и досуг. Причиной тому послужил переход на конвейерное производство, абсурдность труда, которого не выдерживали те, у кого была потребность вкладывать личностный смысл в исполняемую деятельность. Следствием перехода на конвейерное производство стало появление совершенно нового, ранее неизвестного типа человека, способного реагировать на напряжение не мобилизацией, а, напротив, «отключением» сознания, что и послужило начатом для новой индустрии индустрии досуга, создавшей «цивилизацию досуга». 57 |
142 и начинается деструктивный период, который часто приводит к террористическим действиям. Чтобы не быть голословными здесь можно привести в качестве примера печально известных люберов и их «набеги» на Москву в 80-х гг. XX столетия. Сказанное позволяет вывести следующие основные отличия между молодежной субкультурой и контркультурой как культурными типами. Молодежная субкультура Контркультура основная атмосфера игры основная стихия митинга наличие оппозиции «они» «мы» наличие общего значимого врага (общества в целом, либо определенных социальных несоответствий реалиям времени) конструктивная деятельность, направленная на создание своего мира деструктивная деятельность, направленная на победу над «врагом» борьба за выживание борьба за победу закрытость, эскапизм открытость, противостояние и война уход от встреч с врагом постоянный поиск встреч с врагом пассивно-оборонительная позиция агрессивная наступательная позиция в итоге изменения для себя (самоутверждение, самовыражение, отработка социальных ролей и т.п.) в итоге изменения для общества, возможно, на первых порах неявно выраженные Понимая, что в действительности существует масса переходных типов, мы вывели эти отличия для «идеальных», «чистых» типов молодежной субкультуры и контркульт>гры, чтобы заострить основные моменты и показать, что вовсе не все молодежные субкультуры являются одновременно контркультурами. Кстати, вероятнее всего, именно такие отличия позволили некоторым авторам причислять криминальные и криминогенные молодежные субкультуры к контркультуре. Хотя криминальные молодежные субкультуры не выступают против «общего значительного врага», поскольку их враг достаточно конкретен. 143 С утверждением «индуст-реальности» онтологическая сущность человека раскололась на две большие, разделенные во времени и в пространстве, составляющие: труд и досуг. Причиной тому послужил переход на конвейерное производство, абсурдность труда, которого не выдерживали те, у кого была потребность вкладывать личностный смысл в исполняемую деятельность. Как отмечал Ж. Фридман, для конвейерного труда характерно «отделение комплекса более или менее автоматических действий, требующих чисто рефлекторной активности, от комплекса мыслительных образов и идей, которые витают независимо от первых».20'' Следствием перехода на конвейерное производство стало появление совершенно нового, ранее неизвестного типа человека, способного реагировать на напряжение не мобилизацией, а, напротив, «отключением» сознания, что и послужило началом для новой индустрии индустрии досуга, создавшей «цивилизацию досуга». Суть индустрии досуга заключается в создании «системы символов, обозначающих логику раскованной субъективности в противовес логике развития объективной предметности. Вместо того чтобы противостоять психологии массового пролетарского гетто, безразличного к институтам и ценностям буржуазного общества, Запад попытался создать из нее модель общего поведения, ограниченного рамками досуга», писал в 1961 г. Г. Хардин208. Спустя сорок лет стало ясно, что данное положение оказалось справедливым для любого индустриально-развитого общества. Причем эта модель общего досугового поведения строилась и продолжает строиться по принципу антитезы: то, что категорически запрещается базовой системой труда и других социальных повинностей личности, то не только разрешается, но и вменяется индустрией досуга. Так, если в индустриальной трудовой деятельности недопустимы импровизации, спонтанность, эмоциональность, то досуговая дея201 * 201 Рпедтапп С. Ои уэ 1е сгауаН Ьшгаш? Р., 1950, р. 232. 218 НоиЫт О. 1Гпс ауШзайоп <1е$ 1о151г$. Р., 1961, р. 27. |