Проверяемый текст
Левикова Светлана Игоревна. Феномен молодежной субкультуры (Диссертация 2002)
[стр. 60]

форм поведения.
Вес изменилось с достижением обществами развитой стадии индустриализма и началом перехода к постиндустриализму.
В таких обществах
семейные структуры стали распадаться, и ориентация семьи перестала быть достаточной для подростка.
Появилась необходимость в новой ориентации, которая стала, прежде всего, удовлетворяться за счет объединения подростков с ровесниками в
группы «подобных» или «равных» себе.
Таким образом, семья, несколько изменив свои функции, сохранилась как институт социализации.
В дополнение к ней, появились другие инстанции, взявшие на себя, в том числе, и те функции, которые семья уже не выполняла (или часть семей не справлялась с этими функциями).

Сработал механизм самосохранения общества.
А молодежная субкультура явилась одним из проявлений этого механизма, поскольку позволила компенсировать молодым людям то, что им уже не в состоянии была
предоставлять родительская семья.
Молодежная субкультура возникает из потребности молодых людей к самовыражению, самоутверждению в обществе и невозможности по той или иной причине их удовлетворения традиционным путем.
Однако для того, чтобы самоутвердиться нетрадиционным путем, молодому человеку сначала следует принять единообразие определенной разновидности молодежной субкультуры.
Для борьбы с «чужими» (а именно, со «взрослыми», или «отцами») необходимо полное соответствие «своим», т.е.
единообразие молодежной субкультуры является непременным условием самоутверждения молодых людей в
ней.
Таким образом, развитие личности молодого человека оборачивается его полным отказом от проявления индивидуальных качеств.

Но не все подростки оказываются вовлеченными в молодежную субкультуру.
Существуют молодые люди, избравшие так называемый традиционный путь становления личности.
И, кстати, таких большинство.
Это 60
[стр. 151]

151 поскольку там не было существенных расхождений между нормами поведеЛ 1Г ния в семье и в обществе в целом» .
Все изменилось с достижением обществами развитой стадии индустриализма и началом перехода к постиндустриализму.
В таких обществах
социальные и семейные структуры стали распадаться, и ориентация семьи перестала быть достаточной для подростка.
Как писал С.
Эйзенштадт, появилась необходимость в новой ориентации, которая стала, прежде всего, удовлетворяться за счет объединения подростков с ровесниками в гомогенные группы «подобных» или «равных» себе.216 Часть социализирующих функций семьи перешла в реег §гоирз, которые стали продуцировать собственно молодежную субкультуру.
Подобная точка зрения была распространена среди западных исследователей с конца 50-х вплоть до середины 70-х гг.
XX столетия.
Но исследования семьи и молодежи, проводившиеся в 60-х 70-х гг., не подтвердили ее.
Все прогнозы об отмирании семьи как социального института, о ее развале оказались ошибочны.
Однако что действительно произошло с семьей с переходом общества к индустриально-развитой стадии, так это смена ее функции.
Да, действительно, семья в индустриально-развитых и постиндустриальных обществах уже не в состоянии предоставить подрастающему поколению полную и абсолютную социализацию.
Но от нее этого уже не требуется, а сам факт утраты семьей своей функции в процессе социализации и потери семейного престижа у молодежи, не соответствует действительности.
Так, Л.
Розенмайер, проведя серьезные исследования, пришел к выводу, что противопоставление и поляризация семьи и общества, о которых так много говорилось ранее, полностью лишены эмпирической основы.
Кроме того, его анализ всех имевшихся на то время эмпирических исследований подтвердил, что противоречия между семьей и обществом, лишающего мо21* К.
Манхейм.
Диагноз нашего времени.
М., 1994, с.
445.
210 Здесь имеются в виду реег §гоир$.


[стр.,152]

152 лодежь чувства уверенности в себе, не существует.
В 1976 г.
вместе с К.
Аллербеком он издал монографию, в которой отмечалось, что при переходе к индустриально-развитой стадии развития общества происходит «демократизация семьи» и «либерализация климата воспитания»: «Семья в значительной мере сохранила центральные функции социализации благодаря закладке эмоциональных и контактных структур в ребенка и подростка, благодаря выбору формы обучения в школе и дальнейшего образования, благодаря трудоустройству и различным социальным услугам»217.
Они же сделали вывод, что в тех случаях, когда молодой человек должен найти решение действительно важных проблем, роль семьи для него по-прежнему велика.
Таким образом, семья, по крайней мере, на индустриально-развитой и переходе к постиндустриальной стадиях развития, несколько изменив свои функции, сохранилась как институт социализации.
В дополнение к ней, появились другие инстанции, взявшие на себя, в том числе, и те функции, которые семья уже не выполняла (или часть семей не справлялась с этими функциями).

Сработан механизм самосохранения общества.
А молодежная субкультура явилась одним из проявлений этого механизма, поскольку позволила компенсировать молодым людям то, что им уже не в состоянии была
пре218 доставлять родительская семья.
В 60-ые гг.
XX столетия западная социально-философская мысль обогатилась теориями общественного развития и структурного функционализма, в рамках которых разрабатывалась, в том числе и Т.
Парсонсом, теория «социального равновесия».
Правда, Парсонс писал собственно о молодежи и об 219 ее «уравновешивающей» роли в социальном развитии." Но на наш взгляд, 21 АИегЬеск К.Н., Яоаептауг I.
ЕтЛ1Ьгип$> ш (Не .^епскогЫо^е.
НеШеШег^, 1976, 8.
84.
218 В этом, а также возникновении философии постмодернизма заявляет о себе не только инстинкт самосохранения культуры в технизированном, омассовленном мире, проступает и большее: осознание «важности гуманитарного "противовеса"» технократизму, рационализму; потребность противостоять натиску массовой культуры; наконец, необходимость воскресить всю культурную память человечества, подвергая прошлое переосмыслению, дабы с помощью культуры удержать людей от насилия над себе подобными и уничтожения жизни на Земле, помочь народам лучше понять друг друга.
(СазсНе К.
ТЪе Тат оГ Шс М1ггог: Псгпс1а аш! тЬе РЫ1о$орЬу оГКеЯехюп.
СатЬп^е; Ь., 1985, р.
12).
2,9 Раг5оп5 Т.
$021а181гикП1г шк! РегзбпНсЬкей.
Ггапк&П а.
М., 1968.


[стр.,154]

154 • помогает молодым людям удовлетворять потребности в гетеросексуальных контактах; • работает как важнейший социальный подготовительный институт («переходное поле») для юношеского возраста.220 Молодежная субкультура возникает из потребности молодых людей к самовыражению, самоутверждению в обществе и невозможности по той или иной причине их удовлетворения традиционным путем.
Однако для того, чтобы самоутвердиться нетрадиционным путем, молодому человеку сначала следует принять единообразие определенной разновидности молодежной субкультуры.
Для борьбы с «чужими» (а именно, со «взрослыми», или «отцами») необходимо полное соответствие «своим», т.е.
единообразие молодежной субкультуры является непременным условием самоутверждения молодых людей в
молодежной субкультуре.
Таким образом, развитие личности молодого человека оборачивается его полным отказом от проявления индивидуальных качеств.

Причем для молодого человека оказывается вполне достаточным достигнуть определенного возраста, чтобы стать признанным членом молодежной неформальной группы, куда взрослому путь навсегда закрыт.
(Следует отметить и обратный эффект: как только молодой человек переступает определенный возрастной барьер и признается «стариком», ему уже нет места в подобной группировке.
Правда, как правило, и группировки или объединения, если они не тяготеют к чему-то значительному, «стареют» вместе со своими членами, а затем распадаются: они сыграли свою роль и необходимость в них отпала).
Поскольку молодежная субкультура занимает промежуточное положение между детской и взрослой и выпадает из традиционного течения социокультурного процесса (хотя мы и не согласны с восприятием молодежной субкультуры как выпадающей из традиции, поскольку на сегодняшний день

[Back]