Проверяемый текст
Левикова Светлана Игоревна. Феномен молодежной субкультуры (Диссертация 2002)
[стр. 61]

не означает, что эти молодые люди не слушают «молодежную музыку», не носят «молодежную одежду» и т.п.
Это означает, что процесс
становления в их родительской семье и в их формальной группе не дали сбоя, что родители вовремя признали в молодом человеке «равного» и помогли ему пройти социализацию традиционно, не прибегая к иным способам.
А в формальной группе молодой человек занял надлежащее, соответствующее его потребностям место.
Кроме того, это говорит и о том, что в силу обстоятельств этим молодым
людям молодежная субкультура как таковая не нужна и им вполне достаточно той «культуры для молодых», которую для них создают взрослые.
Для возникновения молодежной субкультуры необходимо сочетание как минимум следующих трех факторов:
отвержение принятых ранее регламентирующих поведенческих нормативов, не удовлетворяющих более ввиду объективно изменившихся условий (так называемая «реакция эмансипации и негативизма»); попытки построения собственных «независимых» мировоззренческих систем (этот фактор можно назвать «философической интоксикацией»); поиск молодыми людьми (подростками) референтных групп со сходными целевыми установками (так называемая «реакция группирования»), «Субкультурную» молодежь «поставляют» достаточно благополучные и, более того, состоятельные и выше среднего состоятельные семьи.
Если
в самой благополучной семье с уже возмужавшим подростком продолжают обходиться как с маленьким ребенком, контролируя каждый его вздох и шаг.
То, как правило, очень скоро этот подросток оказывается в неформальной молодежной организации,
группе равных, где начинает отрабатывать роль вовсе не «маменькина сынка».
В таком случае молодежная субкультура превращается для него, в своего рода, игру, отсутствие которой у некоторых в молодости
оборачивается порой неумением «жить с 61
[стр. 155]

155 она уже превратилась в традиционный социокультурный феномен индустриально-развитых социальных систем в период перехода к постиндустриализму), то, как раньше, к примеру, Т.
Парсонсом220 221, Р.
Мертоном222, С.
Эйзенштадтом223 и другими, так и сейчас, например, Г.
Болин224, С.
Торнтон225, К.
Гриффин226 и др.
подчеркивают маргинальный статус молодежной субкультуры.
Согласно теории социального поля, разработанной К.
Левиным227, в обществе молодые люди занимают «краевое положение», а группы, в которые подростки собираются, называются «краевыми группами» (или «меньшинством»).
Согласно К.
Левину, молодой человек совершает вынужденный переход из мира детства в мир взрослой жизни, в силу чего доминирующим чувством у него является чувство социальной неуверенности.
При таком «переходе» группа сверстников, играя незаменимую роль, является маргинальной как миру взрослых, так и миру детей.
Но не все подростки оказываются вовлеченными в молодежную субкультуру.
Существуют молодые люди, избравшие так называемый традиционный путь социализации.
И, кстати, таких большинство.
Это не означает, что эти молодые люди не слушают «молодежную музыку», не носят «молодежную одежду» и т.п.
Это означает, что процесс
социализации в их родительской семье и в их формальной группе не дали сбоя, что родители вовремя признали в молодом человеке «равного» и помогли ему пройти социализацию традиционно, не прибегая к иным способам, а в формальной группе молодой человек занял надлежащее, соответствующее его потребностям место.
Кроме того, это говорит и о том, что в силу обстоятельств этим молодым
220 См.: АизгиЬеI О.Р.
Ца$ ЗивспёаИег: Рак1сп, РгоЫете, ТЬеопс.
МОпсЬеп, 1968.
221 Рапою Т.
УоисЪ ш (Ье Соп1ех( оГ Ашспсап ЗоаеГу // Епсзоп, Епс е<1.
ТЬе СНаИеп^е оГ УоиШ.
ЫУ: Ва$ Воокз, 1965.
222 Мепоп Я.К.
5оаа1 ТЬеогу аш1 Зоаа1 $1гис1иге.
Окпсое, 1957.
225 ЕкепзКгЖ $.Ы.
Ргош ОепегаПоп 1о Оепегайоп.
Окпсое, 1964.
224 УошЬ Си1Шгс ш Ьа1е МосктПу.
// её.
Ьу 1 Рогпск, С.
ВоИп.
НУ, 1995.
22' ТНогпЮп 5.
С1иЬ си11иге$.
Ми$к, Ме&а апё ЗиЬси11ига1 СарйЫ.
СашЬпё^с: РоШу Ргсзз, 1995.
226 СпЦЪп С.
Кергсзепсапоп оГУоШЬ.
ГЬе ЗСиёу оГУоиЛ апё Аёо1е$сепсе т Вгйат апё Атепса.
СатЬпёде: РоШу Рге$$, 1993.
227 О концепции К.
Левина см.
в кн.: Кгеип Н.
Зоаоквде ёег Зиёепё.
МйпсЬсп, 1974.


[стр.,156]

156 людям молодежная субкультура как таковая не нужна и им вполне достаточно той «культуры для молодых», которую для них создают взрослые.
Для возникновения молодежной субкультуры необходимо сочетание как минимум следующих трех факторов:
1.
отвержение принятых ранее регламентирующих
социальных нормативов, не удовлетворяющих более ввиду объективно изменившихся условий (так называемая «реакция эмансипации и негативизма»); 2.
попытки построения собственных «независимых» мировоззренческих систем (этот фактор можно назвать «философической интоксикацией»);
3.
поиск молодыми людьми (подростками) референтных групп со сходными целевыми установками (так называемая «реакция группирования»).

Собственно с предпосылками молодежной субкультуры мы имеем дело в нескольких случаях.
Практически в основном они сводятся к сбою в «нормальном», привычном течении дел в четырех пяти случаях: • в семье; • в формальной группе (организации), к которой принадлежит молодой человек, как правило, здесь речь идет о коллективе в учебном заведении (чаще всего, в школе); • в так называемых «локальных войнах», в результате участия в которых молодой человек приобретает столь необычный для мирного течения жизни опыт (опыт страха, боли, убийства, крови, разрушения, потери товарищей и т.п.), накладывающий такой серьезнейший отпечаток на восприятие действительности и на отношение к окружающему миру, что молодой человек уже не вписывается в ту мирную жизнь, в которую он возвращается (даже если он не получил физических увечий) и как бы «выпадает из гнезда»228; В данном случае имеется в виду один из вариантов перевода на русский язык названия фильма, снятого по одноименной книге Кена Кесси «Пролетая над гнездом кукушки» (Кеззеу К.
Опс Р1с\\г оусг (Ьс Сискоо’з №$1).
В нем название было переведено как «А этот выпал из гнезда».


[стр.,157]

157 • среди безработных, а также временно или частично занятых работой молодых людях; • при несоответствии реального социального статуса уже приступившего к работе молодою человека, его желаемому (воображаемому) статусу.
То есть мы имеем дело с несколькими «болевыми точками», в зоне которых образуются «группы риска» для возможного продуцирования «субкультурной молодежи».
Рассмотрим их.
Вначале обратимся к первым двум случаям, когда родительская семья или школа, то есть формальная группа, не справляются с задачей традиционной социализации молодого человека (здесь мы говорим не о полной социализации, а о той, которую они в состоянии дать, но в силу тех или иных обстоятельств не дают).
В случае с семьей вопрос вовсе не в том, что неблагополучные семьи поставляют обществу творцов и носителей молодежной субкультуры.
На практике все намного сложнее.
Да, действительно, молодые люди из неблагополучных семей порой нуждаются в молодежной субкультуре, как в инстанции социализации, но, как правило, если дети из таких семей и превращаются в «молодежь», то они пополняют криминальные и криминогенные субкультуры, которые в действительности редко бывают чисто молодежными, автономными от взрослых групп (банд).
Практика же показывает, что «субкультурную» молодежь «поставляют» достаточно благополучные и, более того, состоятельные и выше среднего состоятельные семьи.
Если
даже в самой благополучной семье с уже возмужавшим подростком продолжают обходиться как с маленьким ребенком, контролируя каждый его вздох и шаг, то, как правило, очень скоро этот подросток оказывается в неформальной молодежной организации, в «реег §гоир», группе равных, где начинает отрабатывать социальную роль вовсе не «маменькина сынка».
В таком случае молодежная субкультура превращается для него в своего рода игру, отсутствие которой у некоторых в молодости

[Back]