возгласившей: «живите как дети, в мире, спокойствии, не гонитесь за призрачными ценностями». Нельзя утверждать, что выход из всех рассмотренных «групп риска» с неизбежностью оказывается в молодежной субкультуре. Жизнь намного сложнее любых схем, являющихся до определенной степени упрощением, и в реальной жизни на выбор человека оказывает воздействие сложный комплекс различных факторов. Кроме того, нельзя исключать и другие возможности попадания молодых людей в неформальные молодежные объединения. Среди них можно назвать и отсутствие доступных форм проведения досуга, и приход «за компанию», и избыток свободного времени и т.д. Но базовыми причинами первого шага, сделанного в сторону молодежной субкультуры, рассмотренные нами предпосылки. 2.2. Молодежная субкультура и «культура для молодых» Индустриальная стадия развития и переход от нее к постиндустриализму принесли общественным системам, как молодежную субкультуру, так и массовую культуру, о чем упоминалось выше. Эти «детища» научно-технического прогресса оформились, конституировались примерно в одно время, и более того, неоспоримым следует признать факт их взаи1 ПА мовлияния. Именно техника, как отмечал К. Ясперс , радикально изменив повседневную жизнь, переместила ее в сферу массовости, а существование в действие механизма. Результатом отрыва человека от естественной природы и возникновения рукотворной им, второй природы культуры стало создание «индустриальности», свойством которой явилась ее собираемость из отдельных деталей, аналогично детскому конструктору или автомобилю на конвейере. В силу этого основными требованиями ко всем ее элементам оказались стандартность и взаимозаменяемость. «Индустриальность» стала функционировать, руководствуясь двумя принципами: 65 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. |
91 ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОНТЕКСТЫ ФЕНОМЕНА МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ Будучи субкультурой, исследуемый нами феномен «вплетен» в социокультурную реальность индустриально-развитых обществ, начавших переход к постиндустриализму. Это оборачивается тем, что молодежную субкультуру часто отождествляют с «культурой для молодых» (т.е. ориентированной на молодых) и контркультурой. § 1. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА И «КУЛЬТУРА ДЛЯ МОЛОДЫХ» Индустриально-развитая стадия развития и переход от нее к постиндустриализму принесли общественным системам как молодежную субкультуру, гак и массовую культуру, о чем упоминалось выше. Эти «детища» научно-технического прогресса оформились, конституировались примерно в одно время, и более того, неоспоримым следует признать факт их взаимовлияния. Именно техника, как отмечал К. Ясперс, радикально изменив повседневную жизнь, переместила ее в сферу массовости, а существование в действие механизма. «Тем самым произошел полный отрыв человека от его почвы»125. Результатом отрыва человека от естественной природы и возникновения рукотворной им, второй природы культуры стало создание «индустреальности»,126 атрибутивным свойством которой явилась ее собираемость из отдельных деталей, аналогично детскому конструктору или автомобилю на конвейере. В силу этого основными требованиями ко всем ее элементам оказались стандартность и взаимозаменяемость. «Индуст-реальность» стала функционировать, руководствуясь двумя принципами: 125Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., «Республика», 1994, стр. 115. 126 Каламбурный термин, авторство которого принадлежит Тоффлеру. 164 в молодежную субкультуру (что практически тоже самое, о чем мы будем говорить ниже), если человек не претендует на действительную непризнанную собственную гениальность, то, казалось бы, чего проще пойти выучиться, как в приведенном примере, на археолога и быть действительным археологом. Но такие молодые люди именно этого и не делают, а приходят к молодежной культуре и, как пишет Щепанская Т.В., «в Системе к кому ни подойди ... считает себя художником, среди друзей известен как художник, а работает в котельной кочегаром; поэт (дворник), философ (бродяга без определенного места жительства) таких здесь большинство» . При беглом взгляде такая категория представителей молодежной субкультуры кажется странной, но она имеет место быть. И может быть не зря эти «взрослые дети», сетующие на свою судьбу и непризнание их обществом, становятся именно хиппи, собираются именно в Системе, провозгласившей: «живите как дети, в мире, спокойствии, не гонитесь за призрачными ценностями». Итак, очерчены несколько возможных предпосылок «производства» «субкультурной» молодежи. Мы не утверждаем, что выход из всех рассмотренных «групп риска» с неизбежностью оказывается в молодежной субкультуре. Жизнь намного сложнее любых схем, являющихся до определенной степени упрощением, и в реальной жизни на выбор человека оказывает воздействие сложный комплекс различных факторов. Кроме того, мы вовсе не исключаем и другие возможности попадания молодых людей в неформальные молодежные объединения. Среди них можно назвать и отсутствие доступных форм проведения досуга, и приход «за компанию», и избыток свободного времени и т.д. Но мы считаем базовыми причинами первого шага, сделанного в сторону молодежной субкультуры, рассмотренные нами предпосылки. 218 Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993, стр. 8. |