дустриальными и индустриальными, последние характеризуются отсутствием «героического» начала, бездуховностью и массовостью. Данное мнение разделялось многими философами, занимавшимися проблемами культуры, в частности Н.А. Бердяевым108. Индустриальное производство, требовавшее собрать на одном предприятии множество людей, стерло различие между этими людьми, превратив их в толпу, в массу. А в массе человек теряет свою индивидуальность и превращается в безликого статиста истории. Для него положительным качеством становится умение растворяться в толпе, ничем от нее не отличаться, «не высовываться» и делать то, что хотят другие. И при этом свято верить, что этого он хочет сам. Об этом очень точно писал X. Ортега-иГассет: «Общество всегда было неподвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство совокупность лиц, выделенных особо, масса невыделенных ничем. Масса это средний человек. Таким образом, чисто количественное определение «многие» переходит в качественное»109. Согласно X. Ортеге-и-Гассету, «масса» это скопище посредственностей, поскольку вместо того, чтобы следовать рекомендациям естественного «элитарного» меньшинства, поднимается против него и вытесняет «элиту» из всех традиционных для нее областей политики и культуры, что в конечном итоге оборачивается всеми бедами XX столетия. Человек «массы» это средний индивид, который абсолютно бесцветен. Он «всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, «как и все», и не только не удручен, но и доволен собственной неотличимостью». Человек «массы» ни к чему не относится критически, да он просто и не в состоянии это делать. Он лишь бездумно усваивает «ту мешанину прописных истин, несвязных мыслей и просто слоБердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. и” Ортега-и-гассет X. Восстание масс. В кн.: Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. 68 |
94 начало этим процессам и появлению «массового общества» было положено вступлением социумов в индустриальную стадию развития. Переход к использованию технических средств для производства продукции обернулся не только чисто внешними изменениями в жизни людей урбанизацией; бурным ростом потребления, очень быстро ставшим массовым; усложнением бюрократической системы; невиданным ранее развитием средств массовой информации и коммуникации, но и внутренними изменениями. Как отмечал О. Шпенглер, анализируя глобальные различия между культурой и циви^ 132 лизациеи , или периодами доиндустриальными и индустриальными, последние характеризуются отсутствием «героического» начала, бездуховностью и массовостью. Данное мнение разделялось многими философами, занимавшимися проблемами культуры, в частности Н.А. Бердяевым.131 * 133 Индустриальное производство, требовавшее собрать на одном предприятии множество людей, стерло различие между этими людьми, превратив их в толпу, в массу. А в массе человек теряет свою индивидуальность и превращается в безликого статиста истории. Для него положительным качеством становится умение растворяться в толпе, ничем от нее не отличаться, «не высовываться» и делать то, что хотят другие и при этом свято верить, что этого он хочет сам. Об этом очень точно писал в работе «Восстание масс» X. Ортега-и-Гассет: «Общество всегда было неподвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство совокупность лиц, выделенных особо, масса невыделенных ничем. Масса это средний человек. Таким образом, чисто количественное определение «многие» переходит в качественное»134. Согласно X. Ортеге-и-Гассету, «масса» это скопище посредственностей, поскольку вместо того, чтобы следовать рекомендациям естественного 131 Ясперс К. Истоки истории и се цель. И Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994, стр. 114. 133Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. Новосибирск: ВО «Наука», 1993. 135 Бердяев Н А. Письмо тринадцатое «О культуре». В кн.: Философия неравенства. М., 1990, стр. 247 261; Воля к жизни и воля к культуре (из книги «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы»). В кн.: На переломе. Философские дискуссии 20-х гг.: Философия и мировоззрение. М., 1990, стр. 73 84. 134 Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. В кн.: Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991, сгр. 309. 95 «элитарного» меньшинства, поднимается против него и вытесняет «элиту» из всех традиционных для нее областей политики и культуры, что в конечном итоге оборачивается всеми социальными бедами XX столетия. Человек «массы» это средний индивид, который абсолютно бесцветен. Он «всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, «как и все», и не только не удручен, но и доволен собственной неот• с личимостью». Человек «массы» ни к чему не относится критически, да он просто и не в состоянии это делать. Он лишь бездумно усваивает «ту мешанину прописных истин, несвязных мыслей и просто словесного мусора, что скопилась в нем по воле случая, и навязывает ее везде и всюду, действуя по простоте душевной, а потому без страха и упрека».136 Человека «массы» отличают пассивность, самодовольство и относительное благополучие. При этом он может принадлежать к любому социальному слою от человека знатного рода до простолюдина. Поэтому к индустриально-развитому обществу, а тем более к постиндустриальному, уже неприменимо марксовское деление на классы. Здесь необходимо делить «человечество на два класса: на тех, кто требует от себя многого и сам на себя взваливает тяготы и обязательства, и на тех, кто не требует ничего и для кого жить это плыть по течению, оставаясь таким, какой ни на есть, и не силясь перерасти себя».13. Неминуемое следствие возникновения массового общества появление массовой культуры, ориентированной на человека массы, обладающего усредненным (а порой и ниже среднего) вкусом и такими же потребностями, поскольку человек данной культуры «... не отличается от остальных и повторяет общий тип».138 Более того, бурно протекающий процесс урбанизации в индустриально-развитых обществах приводит к тому, что «все новые и но135 Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. В кн.: Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991, стр. 322. 136Там же, стр. 310. 137 Там же, стр. 314. 138Там же, стр. 309. |