Проверяемый текст
Левикова Светлана Игоревна. Феномен молодежной субкультуры (Диссертация 2002)
[стр. 71]

са.
Это в свою очередь обернулось тем, что у большей части работающих людей стало появляться все больше и больше свободного времени, которое можно было потратить по своему усмотрению.
Развитие бытовой технике, взявшей на себя часть обязанностей людей, а также развитие сферы услуг привели к тому, что высвобождавшееся время оказалось невостребованным людьми в других областях (семья, домашнее хозяйство).
Это время превратилось в досуговое, но не просто то, которое, будучи свободным от работы, можно потратить на другую работу, а то, которое можно было тратить на отдых и развлечения, то есть с интересом «убивать время».
Итак, у массы работающих людей появилась потребность «убивать время».

А поскольку на удовлетворении этой потребности можно хорошо заработать, то возникла целая «индустрия развлечений», «индустрия досуга», «поп-культура» (от слова популярная, то есть несложная, рассчитанная на очень средний уровень потребителя), «коммерческая культура» (т.е.
та, которая имеет большой спрос, и на которой можно делать большие деньги), или «массовая культура».
Она явилась результатом стремления видеть товар и в сфере духовной деятельности, а также мощного развития средств массовой коммуникации.
Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство все это во многом означает перенесение в сферу, в том числе, и художественной культуры того же индустриальнофинансового подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства.
Но большое количество свободного, досугового времени появилось не только у работающих людей индустриально-развитых обществ.
Относительное экономическое благополучие в этих странах привело, с одной стороны, к появлению целой «армии» пенсионеров пожилых людей, не работавших, но имевших время и деньги, которые можно было тратить на развлечения.
И, с другой стороны, к появлению даже большей армии молодых
71
[стр. 97]

97 кает феномен «восстания масс».
Малообразованные, малокультурные массы предъявляют спрос, прежде всего, на то, что им ближе и понятнее, для чего не требуется хороший вкус: на бесконечные бестселлеры и «мыльные оперы».
Так, если элита не заботится о формировании и привитии высоких идеалов в массах, то сами собой эти идеалы никогда не утвердятся в народной жизни: ведь толпа всегда очень любит цепляться за что-нибудь привычное, незатейливое.
Высокое всегда трудно, а большинство всегда выбирает то, что легче и удобнее.141 В результате имеет место любопытный парадокс, при котором массовая культура, будучи порождением широких демократических слоев общества, начинает использоваться либеральной элитой в целях управления ею.
К началу второй половины XX столетия научно-технический прогресс в индустриально-развитых обществах привел к высокому уровню механизации производственного процесса.
Это в свою очередь обернулось тем, что у большей части работающих людей стало появляться все больше и больше свободного времени, которое можно было потратить по своему усмотрению.
Развитие бытовой технике, взявшей на себя часть обязанностей людей, а также развитие сферы услуг привели к тому, что высвобождавшееся время оказалось невостребованным людьми в других областях (семья, домашнее хозяйство).
Это время превратилось в досуговое, но не просто то, которое, будучи свободным от работы, можно потратить на другую работу, а то, которое можно было тратить на отдых и развлечения, то есть с интересом «убивать время».
Итак, у массы работающих людей появилась потребность «убивать время».

Л поскольку на удовлетворении этой потребности можно хорошо заработать, то возникла целая «индустрия развлечений», «индустрия досуга», 141 Как отмечал 3.
Фрейд, «люди обладают двумя распространенными свойствами, ответственными за то, что институты культуры могут поддерживаться лишь известной мерой насилия, а именно: люди, во-первых, не имеют спонтанной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессильны против их страстей».
(Фрейд 3.
Будущее одной иллюзии.
Цит.
по: Бобахо В А., Левикова С.И.
Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов.
М., ФАИР-ПРЕСС, 2000.
с.
68).


[стр.,98]

98 «поп-культура» (от слова популярная, то есть несложная, рассчитанная на очень средний уровень потребителя), «коммерческая культура» (т.е.
та, которая имеет большой спрос, и на которой можно делать большие деньги), или «массовая культура».
Она явилась результатом стремления видеть товар и в сфере духовной деятельности, а также мощного развития средств массовой коммуникации.
Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство все это во многом означает перенесение в сферу, в том числе, и художественной культуры того же индустриально-финансового подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства.
Но большое количество свободного, досугового времени появилось не только у работающих людей индустриально-развитых обществ.
Относительное экономическое благополучие в этих странах привело, с одной стороны, к появлению целой «армии» пенсионеров пожилых людей, не работавших, но имевших время и деньги, которые можно было тратить на развлечения; и, с другой стороны, к появлению даже большей армии молодых
людей, основное занятие которых учеба, оставляет им достаточно много времени для развлечений.
Именно на эту, составляющую представителей индустриальноразвитых массовых обществ большей частью и сориентирована массовая культура, отличающаяся «простотой», если не примитивностью, развлекательностью, часто переходящая в культ непосредственности, эксплуатирующая подсознание и инстинкты, но при этом в целом жизнелюбивая, приводящая всё к счастливому концу.
И тому две основные причины.
Во-первых, молодые люди еще не обладают развитым эстетическим вкусом, но в них сильно желание единения с себе подобными.
Кроме того, призыв «Делай как я» в основном ориентирован на молодого человека, поскольку, стремясь быть принятым «своими», молодой человек пытается не 141 141 Здесь мы, естественно, не будем рассматривать проблемы пенсионеров, поскольку это выходит за рамки нашей работы.

[Back]