Проверяемый текст
Левикова Светлана Игоревна. Феномен молодежной субкультуры (Диссертация 2002)
[стр. 76]

выражения «субкультурные» молодые люди.
В результате возникла, в том числе, и индустрия молодежной музыки.
И если на первых порах любая волна молодежного движения в рамках субкультуры, проявлявшаяся и в музыке, использовалась рыночной экономикой для получения прибылей с помощью массового производства.
То впоследствии уже рыночная экономика собственно и стала создавать эти волны и направлять в нужное ей русло, целенаправленно «раскручивая» те или иные музыкальные направления и исполнителей.
А затем возник и ориентированный на молодых шоу-бизнес с концертами,
фильмами, сериалами и т.д.
Появились «молодежные» средства массовой информации (газеты, журналы, телеи радиоканалы и станции, передачи) и т.п.
И все это стало называться в средствах массовой информации «молодежная культура».

Важно то, что «культура для молодых» создается совсем не молодыми людьми, а взрослыми для молодых.
При этом она рассчитана на максимальный охват аудитории и поэтому, поскольку высокообразованных и всесторонне развитых молодых людей не так уж много, адресована молодым
людям, находящимся на среднем и ниже среднего уровне развития.
То есть здесь мы имеем дело с одной из разновидностей массовой культуры.
В противоположность «культуре для молодых» «молодежная субкультура продукт социокультурной активности юных, их целеустремленных поисков
культурной идентичности, обретения самости».
В случае с молодежной субкультурой мы имеем дело с культурой, созданной и создаваемой самими молодыми людьми для молодых, т.е.
для себя, а поэтому она призвана отвечать тем их потребностям и интересам, которые актуальны именно для них и именно в это время.
Из этого следует, что молодежная субкультура сиюминутна, поскольку решает сиюминутные
задачи, но, будучи культурой, существующей уже несколько десятилетий, она претендует на «вечность» и «классику».
Она ярка, захватывающа и имеет колоритную «обложку», что компенсирует молодым людям
76
[стр. 103]

103 первых порах это касалось лишь одежды и украшений.
Все причудливое, во что облачались хиппи, вплоть до лохмотьев и сильно клешоных джинсов с вышитыми на них цветами, достаточно быстро было освоено промышленностью.
Даже значки, которые хиппи начала 60-х гг.
делали собственными руками (вырезали донышки из металлических банок, загибали края, прикрепляли к ним булавку, а на лицевой стороне писали и рисовали, что хотели) предприимчивые дельцы очень быстро научились штамповать в большом количестве на конвейере и продавать тем же самым хиппи.
Освоив вначале индустрию молодежной моды на одежду и украшения, «отцы-предприниматели» двинулись дальше и принялись за те сферы, в которых (кроме внешнего вида) собственно и имели возможность самовыразиться «субкультурные» молодые люди.
В результате возникла, в том числе, и индустрия молодежной музыки.
И если на первых порах любая волна молодежного движения в рамках субкультуры, проявлявшаяся и в музыке, использовалась рыночной экономикой для получения прибылей с помощью массового производства, то впоследствии уже рыночная экономика собственно и стала создавать эти волны и направлять в нужное ей русло, целенаправленно «раскручивая» те или иные музыкальные направления и исполнителей.
А затем возник и ориентированный на молодых шоу-бизнес с концертами,
фильмы, сериалы и т.д.
и т.п., появились «молодежные» средства массовой информации (газеты, журналы, телеи радиоканалы и станции, передачи) и т.п.
И все это стало называться в средствах массовой информации «молодежная культура».

Таким образом, термин «молодежная субкультура» фактически проделал почти такой же путь, что и термин «контркультура», о котором речь пойдет ниже.
Так, если вначале под контркультурой понимали вполне конкретное явление в США 60-х гг., связанное с попытками «детей» создать культуру, отличную от культуры «отцов», то впоследствии этот термин приобрел сверхрасширительное значение вплоть обозначения любого девиантного по

[стр.,104]

104 ведения.
Аналогично, термин «молодежная субкультура» с течением времени, благодаря средствам массовой информации, приобрел сверхрасширительное значение, и им стали обозначать всё, что имеет какое-либо отношение к молодым, что предназначено для молодых.
В результате мы сталкиваемся здесь с ярким примером наслаивания смыслов, от которого постмодернисты пытаются освободиться посредством метода деконструкции.
Поэтому далее мы попытаемся «деконструировать» понятие «молодежная субкультура», «снять» привнесенные временем и массовой культурой смыслы и выявить собственно сущностный смысл «молодежной субкультуры».
Важно то, что «культура для молодых» создается совсем не молодыми людьми, а взрослыми для молодых.
При этом она рассчитана на максимальный охват аудитории и поэтому, поскольку высокообразованных и всесторонне развитых молодых людей не так уж много, адресована молодым
лю149 пг* дям, находящимся на среднем и ниже среднего уровне развития.
То есть здесь мы имеем дело с одной из разновидностей массовой культуры.
В противоположность «культуре для молодых» «молодежная субкультура продукт социокультурной активности юных, их целеустремленных поисков
социокультурной идентичности, обретения самости».150 Итак, в случае с молодежной субкультурой мы имеем дело с культурой, созданной и создаваемой самими молодыми людьми для молодых, т.е.
для себя, а поэтому она призвана отвечать тем их потребностям и интересам, которые актуальны именно для них и именно в это время.
Из этого следует, что молодежная субкультура сиюминутна, поскольку решает сиюминутные
зада149 Здесь мы еще раз хотим вернуться к статье А.
Тарасова.
В ней он вспоминает такой случай, произошедший с ним: «Мои коллеги по Центру новой социологии выполняли заказ одного...
журнала выясняли, насколько постоянные читатели удовлетворены журналом.
Обратите внимание: ПОС ТОЯННЫЕ читатели.
Мои коллеги предложили (за те же деньги) расширить круг обследуемых: узнать, как относятся к журналу потенциальные читатели вообще (подростки 10-15 лет).
«Зачем? удивились в редакции.
Мы и так знаем, что умным нужно что-то поумнее.
Но это не наше дело.
Зачем нам эта головная боль?» Между тем, «умные», которым надо «что-то поумнее», это «что-то поумнее» в ориентированной на их возраст прессе найти не мо!ут: они либо должны отказаться от ума, либо без подготовки обратиться к научным монографиям, которые им заведомо «нс то зубам».» (Тарасов А.
Есть ли будущее у молодежи.
И «Свободная мысль», 1996, № 7).


[стр.,105]

105 чи, но, будучи культурой, существующей уже несколько десятилетий, она претендует на «вечность» и «классику».
Она ярка, захватывающа и имеет колоритную «обложку», что компенсирует молодым людям
то, чего им не хватает в культуре взрослого мира, она существует для тех, кто понимает, способна вызывать глубокие ассоциации.
Молодежная субкультура всегда «элитарна», она относится к сфере того немногого, что не может быть произведено на заказ, в массовом количестве.
А поэтому она постоянно изменяется и обновляется, поскольку со временем изменятся ее представители, а их состав постоянно обновляется, в отличие от «культуры для молодых», которая приходит «извне» и предлагается, а то и навязывается молодым людям.
Более того, средства массовой информации упорно уверяют молодых людей, что если они соотносят себя молодыми, то им необходимо потреблять продукты «культуры для молодых».
Немаловажно для понимания различия между молодежной культурой и институциональной «культурой для молодых» и то, что стремлению к максимальному охват}' молодых людей культурой для молодых противостоит замкнутость, определенная «эзотерика» молодежных субкультур.
Так, Г.М.
Пономарева отмечает: «Молодежная субкультура связана с более адекватной адаптацией той или иной группы к господствующим социокультурным усло151 виям и поэтому достаточно замкнута и устойчива».
В молодежную субкультуру молодые люди «убегают», поскольку они не «встраиваются» в ту или иную структуру общества.
Поэтому любая молодежная субкультура вариант эскапизма.
Молодые люди бегут в молодежную субкультуру из «макро» культуры, изолируют себя от последней и в этом добровольном «изгнании» создают собственную культуру со своим языком, символикой, обрядами и т.п., отличными от принятых в базовой культуре.
В противоположность молодежной субкультуре целью «культуры * 151 ?0 Пономарева Г.М.
и др.
Основы культурологии: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.
М., «Издательство АСТ», 1998, стр.
317.
151 Гам же.

[Back]