Проверяемый текст
Левикова Светлана Игоревна. Феномен молодежной субкультуры (Диссертация 2002)
[стр. 83]

официальной структуры индустриальных предприятий устанавливаются стабильные личные отношения, приводящие к образованию группкомпаний.
Такие спонтанно возникающие внутри регулярной организационной структуры предприятия компании рабочих Э.
Мэйо назвал неформальными группами.

Неформальная группа может быть определена лишь относительно формальной группы, и существует всегда только в
ее рамках.
Аналогично и молодежная субкультура может быть определена лишь относительно «базовой культуры» и существует всегда только в ее рамках.
Поэтому молодежная субкультура зависима и частична.
Из этого следует, что неформальные молодежные объединения можно определить как группы, возникшие на основе субъективных потребностей, интересов и стремлений молодых людей, вне зависимости от того, совпадают или противоречат интересы этих групп интересам общества.
Причем неформальные молодежные объединения создаются добровольно и в свободное время.

При этом неформальные молодежные объединения выполняют и ряд функций, являясь местом для:
тренировки в исполнении ролей, которые в дальнейшем молодой человек собирается играть в обществе взрослых; для развития самосознания молодых людей; для развития солидарности; для снятия напряжения после работы или учебы.
Поскольку любое неформальное молодежное объединение собирает в свои ряды тех, кто по указанным причинам не вписался в нормальный ход
жизни, то, с одной стороны (субъективно), культивируется протест против этого общества с целью создать другое (лучшее), а, с другой стороны (объективно), именно пребывание в неформальном молодежном объединении призвано способствовать адаптации молодежи к тому же обществу.
83
[стр. 174]

174 лась лишь отражением желания найти более точный научный эквивалент той форме, в которую заключена экзистенциальная сущностная основа феномена молодежной субкультуры.
Все сказанное выше относительно молодежных реег &гоирз верно и в отношении «неформальных молодежных объединений».
С той лишь разницей, что, если молодежные реег ^гоирз могут быть как формальными, так и неформальными группами, т.е.
они могут создаваться как спонтанно самими молодыми людьми «для себя», так и неспонтанно взрослыми «для молодых людей», то сам термин «неформальные молодежные объединения» указывает то, что эти группы (объединения) образуются независимо от желаний и намерений взрослых и являются результатом соответствующих действий самих молодых людей.
В философском дискурсе это означает, что молодежная субкультура, продуцируемая неформальными молодежными объединениями, не дается взрослыми в готовом виде молодым людям извне, а действительно создается ими самими.
Первым о неформальных объединениях вообще заговорил Э.
Мэйо, проводивший в 1927 1932 гг.
обширные исследования на крупных предприятиях США.
Он установил, что в рамках формальной организации и официальной структуры индустриальных предприятий устанавливаются стабильные личные отношения, приводящие к образованию групп-компаний.
Такие спонтанно возникающие внутри регулярной организационной структуры предприятия компании рабочих Э.
Мэйо назвал «неформальными группами».

Э.
Мэйо внес положение, играющее существенную роль для понимания молодежной субкультуры, выражаемой в форме неформального молодежного объединения.
Согласно Э.
Мэйо, неформальная группа может быть определена лишь относительно формальной группы, и существует всегда только в

[стр.,175]

175 Из этого следует, что неформальные молодежные объединения можно определить как группы, возникшие на основе субъективных потребностей, интересов и стремлений молодых людей, вне зависимости от того, совпадают или противоречат интересы этих групп интересам общества.
Причем неформальные молодежные объединения создаются добровольно и в свободное время,
поскольку одной из их функций является обеспечение «социального 264 пространства для игр и экспериментирования».
Согласно К.
Зельдману, неформальные молодежные объединения «формируются на свободном социальном пространстве молодежи не столько ради заранее заданных целей, сколько ради самих себя.
Прямой контакт со ~ 265 сверстниками ценен для молодежи как таковой».
.
Желая сохранить себя, неформальные молодежные объединения замыкаются во внутренней жизни, самоизолируются, отгораживаются от внешних посягательств.
При этом они имеют ряд существенных признаков, при изложении которых мы будем опираться на концепцию Ф.
Найдгардта .
Итак, неформальные молодежные объединения: • преимущественно гомогенны по полу (здесь мы не можем согласиться с Ф.
Найдгардтом, поскольку даже среди таких, казалось бы, тяготеющих к гендерной гомогенности неформальных молодежных объединений, как байкеры, спортивные фанаты, различного рода криминальные и криминогенные группировки, называемые в западной литературе бандами, редко можно встретить абсолютно гомогенные по полу группы); • гомогенны по своему социальному происхождению и образованию; • не строго организованы; • лабильны; • характеризуются лишь слабыми (истинными) эмоциональными связями; 26* См.: \УипЬаскег С.
ОезеПилвзГогтеп <1ег 1и§сп<1.
МйпсЬсп, 1975, 5.
16.
265 8еШе1тапп К.
Огиррс-ЗогЫе СгижЛогт с1ег Ди^спё.
ТеП I, Наппооуег, 1970, $.
149.
266 См.: ЫеМкагЖ Р.
01е.)ип8е ОепегаПоп.
ОрЫсп, 1970, з.
67.


[стр.,176]

176 • отличаются менее целенаправленными видами деятельности (большей частью только спонтанными).
При этом неформальные молодежные объединения выполняют и ряд функций, являясь местом для:
1.
тренировки в исполнении социальных ролей, которые в дальнейшем молодой человек собирается играть в обществе взрослых; 2.
для развития самосознания молодых людей; 3.
для развития солидарности; 4.
для снятия напряжения после работы или учебы.
Поскольку любое неформальное молодежное объединение собирает в свои ряды тех, кто по указанным причинам не вписался в нормальный ход
социальной жизни, то, с одной стороны (субъективно), культивируется протест против этого общества с целью создать другое (лучшее), а, с другой стороны (объективно), именно пребывание в неформальном молодежном объединении призвано способствовать адаптации молодежи к тому же обществу.
Но против чего протестуют молодые люди, создавая молодежные субкультуры, и какую альтернативу базовой культуре они пытаются провести в жизнь в своих сообществах? Чувство утраты смысла жизни, или так называемый «экзистенциальный вакуум», стал характерным для индустриально-развитых и постиндустриальных обществ.
Объясняя причины, порождающие этот вакуум, В.
Франкл писал: «В отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно.
Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, что же он хочет.
В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм)»267.
Франкл В.
Человек в поисках смысла.
М., 1990, стр.
25.

[Back]