ей воли, и принять волю и желания, и даже чувства, которые не присущи ему самому, а навязаны принятыми в обществе стандартами мыслей и чувств». Однако молодежи достаточно просто выбирать «быть» в обществе «иметь», когда «иметь» у них есть от рождения. Как правило, за исключением криминогенных, а также криминальных, неформальные молодежные группы объединяют подростков и молодежь из далеко не бедных семей. Поскольку, когда стоит вопрос о том, чтобы либо зарабатывать на кусок хлеба, либо заниматься самовыражением и т.п. в неформальном молодежном объединении, то дилемма обычно разрешается в пользу первого. Когда же родительская семья может себе позволить обеспечить и пребывание своего подрастающего ребенка в молодежном неформальном объединении, он, в свою очередь, может позволить себе не только ориентацию на «быть», но и выбрать, как «быть». А это «как» не исключает и контркультурной формы молодежной субкультуры. Молодежная субкультура является своеобразной формой адаптации к нормам, ценностям, образу жизни общества, а также попыткой внесения изменений в старую, а иногда и создания новой системы ценностей, морали и т.п. общества. Именно поэтому молодежная субкультура носит инновационный характер. Не все инновации «впитываются» базовой культурой, а лишь те, которые продуктивны и соответствуют изменившейся ситуации в современном молодежной субкультуре обществе. Молодежная субкультура это феномен, свойственный крупным городам, где имеется большое количество молодежи, у которой много свободного времени и немного обязанностей, а также есть достаточно состоятельные родители, которые обеспечивают материальную сторону их существования. 85 |
182 ется единственной гарантией выживания человечества: «Мы гуманисты не по выбору, а по несчастью, гуманисты потому, что у нас нет другого, во что бы мы верили, гуманисты от испуга перед единственной альтернативой бездной нигилизма».285 Чтобы избежать попадания в эту бездну нигилизма, следует создавать, а вернее, воссоздавать «планеты личности». Путь к ним, согласно Рожаку, лежит через организацию малых неформальных групп, состоящих из энтузиастов, преследующих чисто гуманистические цели. Группы эти существуют в пространстве между социальными клетками корпоративного общества, ни в чем не соприкасаясь с ним. Подобные объединения молодых людей, возникающие по любым, самым пустяковым поводам, Рожак называет «ситуативными группами». Они представляют собой «маленький мир друзей, где каждый может петь свою песню»286. По мнению автора, «именно в таких группах молодые люди начинают чувствовать себя личностями. Они жаждут признания и самоутверждения. Здесь и теперь. Не дожи287 даясь успеха движения и приговора истории» . Однако молодежи достаточно просто выбирать «быть» в обществе «иметь», когда «иметь» у них есть от рождения. Ниже мы остановимся на вопросе о том, насколько сказывается материальное положение в семье (родительской) подростка или молодого человека на его вероятность попадания в ту или иную неформальную молодежную организацию. Здесь же лишь подчеркнем, что, как правило, за исключением криминогенных, а также криминальных, неформальные молодежные группы объединяют подростков и молодежь из далеко не бедных семей, поскольку, когда стоит вопрос о том, чтобы либо зарабатывать на кусок хлеба, либо заниматься самовыражением и т.п. в неформальном молодежном объединении, то дилемма обычно разрешается в пользу первого. 235 Цит. но: «Иностранная литература», 1986, № 12, стр. 182. 2и Там же. 287 Гам же. 183 Когда же родительская семья может себе позволить обеспечить и пребывание своего подрастающего ребенка в молодежном неформальном объединении, он, в свою очередь, может позволить себе не только ориентацию на «быть», но и выбрать, как «быть». А это «как» не исключает и контркультурной формы молодежной субкультуры. Итак, молодежная субкультура является своеобразной формой адаптации к нормам, ценностям, образу жизни общества, а также попыткой внесения изменений в старую, а иногда и создания новой системы ценностей, морали и т.п. общества. Именно поэтому молодежная субкультура носит инновационный характер. Не все инновации «впитываются» базовой культурой, а лишь те, которые продуктивны и соответствуют изменившейся социальноисторической ситуации в современном молодежной субкультуре обществе. Феномен «молодежной субкультуры» возник в результате резкого ускорения темпа социокультурных изменений, вступления индустриальных стран в эпоху техногенной цивилизации, их переходом к постиндустриальной стадий общественного развития. Он связан, в том числе, и с резким увеличением периода обязательного обучения для широких масс, обернувшимся появлением новой социально-демографической группы «молодежь». Понятие «молодежная субкультура» употребляется для обозначения частичной, относительно когерентной культурной подсистемы внутри базовой культуры общества, культивирующей собственно молодежную систему ценностей, норм и форм поведения, отношение к моде и т.д. Молодежная субкультура это феномен, свойственный крупным городам, где имеется большое количество молодежи, у которой много свободного времени, не много обязанностей, а также есть достаточно состоятельные родители, которые обеспечивают материальную сторону их существования. Молодежная субкультура это культура, создаваемая молодыми для себя, «для внутреннего пользования», то есть для собственной группы и не 331 характерно стремление быть сопричастным той культуре, которую молодым предлагает и навязывает общество; • для молодежной субкультуры характерен нонконформизм; а культура для молодых характеризуется конформизмом; • молодежная субкультура феномен урбанистический, характерный для крупных городов; культура для молодых рассчитана на молодых людей вне зависимости от того, где они живут. Молодежная субкультура и культура для молодых сосуществуют, порой параллельно, порой пересекаясь, но никогда не сливаясь. С 60-х гг. XX столетия понятие молодежной субкультуры начинают связывать с понятием «контркультура». Однако эти два различных типа культуры могут а) не иметь ничего общего один с другим, б) взаимопересекаться и в) сливаться в одно целое, создавая некий «симбиоз». Молодежная субкультура является своеобразной формой адаптации к нормам, ценностям, образу жизни общества, попыткой внесения изменений в старую, а иногда и создания новой системы ценностей, морали и т.п. общества. Поэтому молодежная субкультура носит инновационный характер. Однако не все инновации «впитываются» базовой культурой, а лишь те, которые продуктивны и соответствуют изменившейся социально-исторической ситуации в современном молодежной субкультуре обществе. Молодежная субкультура это феномен, свойственный крупным городам, где имеется большое количество молодежи, у которой много свободного времени, не много обязанностей, а также есть достаточно состоятельные родители, которые обеспечивают материальную сторону их существования. Молодежная субкультура это культура, создаваемая молодыми для себя, «для внутреннего пользования», то есть для собственной группы и не рассчитанная на ее массовое потребление. Поэтому молодежные субкультуры «закрыты» для и от внешнего мира, эзотеричны. При этом молодежную субкультуру не следует путать ни с «культурой для молодых» (т.е. ориенти |