разования и конгломерата группировок. Как отмечала Т.Б. Щепанская123, «Систему» нельзя назвать в полном смысле группировкой: в ее недрах постоянно идут перегруппирования, исчезают одни объединения и формируются новые. Люди переходят из группы в группу. Это, скорее, некая среда общения. Тем не менее, «Систему» можно рассматривать как сообщество, поскольку присутствуют такие его признаки, как общий язык (сленг и символика), сеть коммуникаций личные связи, поверхностные знакомства (лица на тусовке примелькались, так что уже подсознательно отличаешь «своих»). Есть общие нормы и ценности, а также модели поведения и формы взаимоотношении». Кроме того, что в «Системе» через дватри, иногда четыре года сменяются «поколения», в нее время от времени вливаются те или иные разновидности молодежных субкультур. Щепанская пишет: «Каждое поколение приходит как новая волна: вначале были хиппи, они и составили ядро «Системы» теперь их последователей чаще называют волосатые или хайрастые (от англ. Ьа1г волосы); потом пришли панки, потом металлисты, затем люберы (и другие, отмеченные также символикой уходящего Советского Союза). Каждая волна приносит свои атрибуты. Вначале она обычно враждует с Системой: первые панки терроризировали волосатых, первые металлисты волосатых и панков. Затем начинаются контакты, постепенно обнаруживается, что Система впитала символику новой волны: в ней появились свои панки, металлисты и проч.». Такое, с одной стороны странное, а, с другой стороны, нормальное, обычное для молодежной субкультуры образование является чистым проявлением постиндустриализма и постмодернистской ситуации. Оно: • плюралистично, поскольку вбирает в себя и панков и «волосатых», то есть хиппи, и металлистов, и криминогенных люберов и им подобных, и многих других; 12Л Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993. 95 |
237 стороны, и на учебное заведение, с другой, делает «границы» данной субкультуры размытыми. При этом в рамках самой молодежной субкультуры, несмотря на эзотеричность и закрытость неформальных молодежных объединений, жестко обозначенные границы между ними порой стираются. В результате наряду с идущими процессами дифференциации, некоторые молодежные субкультуры вдруг начинают интегрироваться, порождая тем самым несистемные и неожиданные различия, неспособные четко противопоставляться друг другу по наличию или отсутствию какого-либо признака. Примером такой интеграции в рамках молодежной субкультуры может служить история так называемой «Системы», сначала советской, а затем российской хипповской и постхипповской субкультуры как социального образования и конгломерата группировок. Как отмечала Т.Б. Щепанская, «Систему» нельзя назвать в полном смысле группировкой: в ее недрах постоянно идут перегруппирования, исчезают одни объединения и формируются новые. Люди переходят из группы в группу. Это, скорее, некая среда общения. Тем не менее, «Систему» можно рассматривать как сообщество, поскольку присутствуют такие его признаки, как общий язык (сленг и символика), сеть коммуникаций личные связи, поверхностные знакомства (лица на тусовке примелькались, так что уже подсознательно отличаешь «своих»). Есть общие нормы и ценности, а также модели поведения и формы взаимоотношений».382 Кроме того, что в «Системе» через два-три, иногда четыре года сменяются «поколения», в нее время от времени вливаются те или иные разновидности молодежных субкультур. Щепанская пишет: «Каждое поколение приходит как новая волна: вначале были хиппи, они и составили ядро «Системы» теперь их последователей чаще называют волосатые или хайрастые (от англ. Нан волосы); потом пришли панки, потом металлисты, затем люберы (и другие, отмеченные также символикой уходящего Советского Союза). Каждая волна приносит свои атрибуты. Вначале она обычно враждует с Систе382 Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993, с. 12. 238 мой: первые панки терроризировали волосатых, первые металлисты волосатых и панков. Затем начинаются контакты, постепенно обнаруживается, что Система впитала символику новой волны: в ней появились свои панки, -501 металлисты и проч.». Такое, с одной стороны странное, а, с другой стороны, нормальное, обычное для молодежной субкультуры образование является чистым проявлением постиндустриализма и постмодернистской ситуации. Оно: • плюралистично, поскольку вбирает в себя и панков и «волосатых», то есть хиппи, и металлистов, и криминогенных люберов и им подобных, и многих других; • множественно, по тем же самым основаниям; • неопределенно, по тем же самым основаниям, так как они не позволяют определенно сказать, чем же не самом деле является «Система»; • изменчиво, так как каждые два-четыре года «Система» полностью обновляется, перерождается; • эклектично, так как вбирает в себя абсолютно «не гармоничные», не совместимые элементы, которые в рамках данного образования очень мирно сосуществуют и даже взаимно дополняют друг друга; • отмечено отсутствием бинарных оппозиций, что означает, что в рамках «Системы» не признаются оппозиции и, к примеру, панки не являются оппозиционными (противоположностью) к хиппи, те в свою очередь к люберам, те к металлистам и т.д.; • фрагментарно и прерывно, то есть, несмотря на то, что различные молодежные субкультуры интегрированы в «Систему», они все равно сохраняют свои особенности и своеобразие; • децентровано, то есть в нем отсутствует центр, вокруг которого все и всё крутится; нет центра, обладающего властью. т Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993, с. 13. |