• множественно, по тем же самым основаниям; • неопределенно, по тем же самым основаниям, так как они не позволяют определенно сказать, чем же не самом деле является «Система»; • изменчиво, так как каждые два-четыре года «Система» полностью обновляется, перерождается; • эклектично, так как вбирает в себя абсолютно «не гармоничные», не совместимые элементы, которые в рамках данного образования очень мирно сосуществуют и даже взаимно дополняют друг друга; • отмечено отсутствием бинарных оппозиций, что означает, что в рамках «Системы» не признаются оппозиции и, к примеру, панки не являются оппозиционными (противоположностью) к хиппи, те в свою очередь к люберам, те к металлистам и т.д.; • фрагментарно и прерывно, то есть, несмотря на то, что различные молодежные субкультуры интегрированы в «Систему», они все равно сохраняют свои особенности и своеобразие; • децентровано, то есть в нем отсутствует центр, вокруг которого все и всё крутится; нет центра, обладающего властью. В молодежной субкультуре, нацеленной, в том числе, и на отработку ее приверженцами социальных ролей нет и не должно быть четкой иерархии и фиксированного центра, поскольку отработка ролей предполагает возможность испробовать как главные, так и второстепенные роли приверженцами данной культуры. Это неминуемо должно приводить к «плавающему центру», что мы и наблюдаем в различных молодежных субкультурах. Ни в «Системе», ни в других автономных молодежных субкультурах единого и единственного центра нет. Кроме того, мы не можем выделить и единого центра, «руководящего органа» в рамках молодежной субкультуры как социокультурного феномена, поскольку любые разновидности неформальных объединений, будь то хиппи, панки, байкеры, люберы и т.д., существуют автономно и не подчиняются никакому руководству извне. Что также 96 |
238 мой: первые панки терроризировали волосатых, первые металлисты волосатых и панков. Затем начинаются контакты, постепенно обнаруживается, что Система впитала символику новой волны: в ней появились свои панки, -501 металлисты и проч.». Такое, с одной стороны странное, а, с другой стороны, нормальное, обычное для молодежной субкультуры образование является чистым проявлением постиндустриализма и постмодернистской ситуации. Оно: • плюралистично, поскольку вбирает в себя и панков и «волосатых», то есть хиппи, и металлистов, и криминогенных люберов и им подобных, и многих других; • множественно, по тем же самым основаниям; • неопределенно, по тем же самым основаниям, так как они не позволяют определенно сказать, чем же не самом деле является «Система»; • изменчиво, так как каждые два-четыре года «Система» полностью обновляется, перерождается; • эклектично, так как вбирает в себя абсолютно «не гармоничные», не совместимые элементы, которые в рамках данного образования очень мирно сосуществуют и даже взаимно дополняют друг друга; • отмечено отсутствием бинарных оппозиций, что означает, что в рамках «Системы» не признаются оппозиции и, к примеру, панки не являются оппозиционными (противоположностью) к хиппи, те в свою очередь к люберам, те к металлистам и т.д.; • фрагментарно и прерывно, то есть, несмотря на то, что различные молодежные субкультуры интегрированы в «Систему», они все равно сохраняют свои особенности и своеобразие; • децентровано, то есть в нем отсутствует центр, вокруг которого все и всё крутится; нет центра, обладающего властью. т Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993, с. 13. 239 В молодежной субкультуре, нацеленной, в том числе, и на отработку ее приверженцами социальных ролей нет и не должно быть четкой иерархии и фиксированного центра, поскольку отработка ролей предполагает возможность испробовать как главные, так и второстепенные роли приверженцами данной культуры. Это неминуемо должно приводить к «плавающему центру», что мы и наблюдаем в различных молодежных субкультурах. Ни в «Системе», ни в других автономных молодежных субкультурах384 единого и единственного центра нет. Кроме того, мы не можем выделить и единого центра, «руководящего органа» в рамках молодежной субкультуры как социокультурного феномена, поскольку любые разновидности неформальных объединений, будь то хиппи, панки, байкеры, люберы и т.д., существуют автономно и не подчиняются никакому руководству извне, что также подтверждает, что они могут быть расценены как постиндустриальные и постмодернистские. К этому следует добавить несколько слов относительно принципа плюрализма. Этот принцип органично вписался в философию постмодернизма и стал одним из основополагающих. Однако он не имеет ничего общего с вульгаризаторским пониманием его как беспринципности и вседозволенности в качестве противовеса «пещерному» плюрализму. Данный принцип является одним из основополагающих в постиндустриализме. В случае молодежной субкультуры можно выявить неоднозначное отношение к данному принципу: отношение молодых и отношение старшего поколения. Молодые люди признают для себя возможность выбора собственного жизненного пути и права самостоятельно решать, каков будет этот путь, затронет ли его молодежная субкультура и если да, то в какой форме и мере. Иначе смотрит на эту про,1М Называя субкультуры «автономные» мы имеем в виду те, в которых нет «руководителя извне». Так, в криминогенных субкультурах и часто в субкультурах спортивных фанатов, как правило, имеется «взрослый» руководитель, предпочитающий необходимым не особо афишировать себя, но, тем не менее, возможным и необходимым руководить подопечной ему группой. В автономных группах могут появляться лишь неформальные лидеры, которые с легкостью могут заменяться на других, более подходящих в конкретных случаях и ситуациях для этой роли. |