Проверяемый текст
Левикова Светлана Игоревна. Феномен молодежной субкультуры (Диссертация 2002)
[стр. 98]

принимать разнообразные формы.
Но исследование феномена молодежной субкультуры осложняется еще и тем, что ее носители, порой выступая «интерпретаторами» и «комментаторами» собственного «культурного текста», по тем или иным причинам создают ей целостный образ, искусственно придавая ее неопределенной совокупности четкую форму, заглушая одни голоса и усиливая другие.
При этом не зря в постмодернизме уделяется такое большое внимание деталям, вариациям и другим «микро», поскольку любая самая незначительная деталь в модернистской трактовке или в трактовке любого «интерпретатора» может в действительности оказаться
сверхзначимой.
Если говорить о молодежной субкультуре, то цельность, единство, устойчивость, гармоничная связанность частей, однозначность данной связи все это лишь свойства образа культуры, а не ее реального бытия.
Носители молодежной субкультуры занимаются ее сознательным самоконструированием.
Кроме того, они в большей или меньшей степени озабочены тем, как их воспринимают окружающие, какой образ они создают в глазах другого, то есть они «конструируют» свою культуру в большой мере в расчете на зрителя, внешнего наблюдателя (это не касается полностью закрытых типов молодежной субкультуры).
По-видимому, эти два условия и очерчивают сферу применимости постмодернистского подхода к феномену молодежной субкультуры.

Подобное рассмотрение позволяет утверждать, что молодежная субкультура действительно является феноменом постиндустриализма и постмодернизма и к нему применима методология постмодернизма.
Поэтому методология постмодернизма является адекватной для философской рефлексии феномена молодежной субкультуры.
Переход индустриально развитых обществ к постиндустриализму
сопровождается переходом к постмодернистской методологии философских исследований.
При этом применять постмодернистскую методологию необходимо лишь к
постмодер98
[стр. 244]

244 если сам объект исследования соответствует ей и является текучим, фрагментарным, и если в нем отсутствует ярко выраженная иерархия составных частей, а также для него не характерна изменчивая конфигурация элементов.
Именно к таким культурам, каковой, с нашей точки зрения, в том числе является и молодежная субкультура, имеет смысл применять постмодернистскую методологию.
Применение к молодежной субкультуре постмодернистского метода деконструкции выявляет и подчеркивает ее полифоничность, обнаруживает скрывающийся под внешней кажущейся целостностью противоречивый набор фрагментов, отношения между которыми вовсе не определенны и не однозначны, а их конфигурация может принимать разнообразные формы.
Но работа с феноменом молодежной субкультуры осложняется еще и тем, что ее носители, порой выступая «интерпретаторами» и «комментаторами» собственного «культурного текста», по тем или иным причинам создают ей целостный образ, искусственно придавая ее неопределенной совокупности четкую форму, заглушая одни голоса и усиливая другие.
При этом не зря в постмодернизме уделяется такое большое внимание деталям, вариациям и другим «микро», поскольку любая самая незначительная деталь в модернистской трактовке или в трактовке любого «интерпретатора» может в действительности оказаться
сверхзначительной.
Данную ситуацию хорошо иллюстрирует идея Дж.
Джексон, изучавшей группы аборигенов, приспосабливающихся к жизни в современном мире.
Согласно исследовательнице, культура аборигенов в этом случае (а мы можем добавить, что и молодежная субкультура) «выступает не как состояние или набор устойчивых атрибутов, а как динамичный процесс, для которого подходит аналогия джаз-оркестра.
Джазмен обладает определенным репертуаром, в рамках которого осуществляется импровизация, но музыка, исполняемая в каждом конкретном случае, зависит от аудитории и от товарищей джазмена по оркестру.
Точно так же и конкретная конфигурация эле

[стр.,246]

246 Носители молодежной субкультуры занимаются ее сознательным самоконструированием.
Кроме того, они в большей или меньшей степени озабочены тем, как их воспринимают окружающие, какой образ они создают в глазах Другого, то есть они «конструируют» свою культуру в большой мере в расчете на зрителя, внешнего наблюдателя (это не касается полностью закрытых типов молодежной субкультуры).
По-видимому, эти два условия и очерчивают сферу применимости постмодернистского подхода к феномену молодежной субкультуры.

При этом мы считаем, что поскольку рассматриваем молодежную субкультуру обществ лишь переходящих к постиндустриализму, то в отношении к ней постмодернистская точка зрения должна обязательно дополняться применением других подходов.
А поскольку такая ситуация смешения в той или иной мере свойственна любой культуре, то, безусловно, правильнее говорить не о «постмодернистских культурах», а о постмодернистских аспектах любой культуры, которые для некоторой их части, в число которых входит и молодежная субкультура, выходят на первый план.
Кроме того, методология постмодернизма, будучи плюралистичной, не только прислушивается к различным точкам зрения на один и тот же предмет, но и допускает (учитывает) результаты, полученные при использовании других методологий.
Итак, в данном параграфе для рассмотрения феномена молодежной субкультуры нами была проведена аналогия его с так называемой «ризомой», широко используемой в постмодернистской философии для объяснения «структуры» постмодернистских феноменов.
При этом мы исходили из положений, выдвинутых Ж.
Делезом и Ф.
Гваттари, что в основе устройства ризомы лежат принципы «связи» («сцепления»), «гетерогенности», «множественности», «незначащего разрыва», «картографии и декалькомании».
В итоге проведенного анализа мы пришли к тому, что одна из основополагающих категорий философии постмодернизма, каковой является ризома, не

[стр.,248]

248 далее мы постарались доказать, что методология постмодернизма является адекватной для философской рефлексии феномена молодежной субкультуры.
Отмечая, что в настоящее время имеет место переход индустриально развитых обществ к постиндустриализму, мы обратили внимание на то, что он сопровождается переходом к постмодернистской методологии философских исследований, что позволяет говорить лишь о диффузном распространении отдельных принципов и подходов данной методологии в исследованиях в сочетании с элементами иных подходов.
При этом применять постмодернистскую методологию необходимо лишь к
постмодернистским феноменам, каковым является и молодежная субкультура, поскольку анализ их с использованием иной методологии не может быть исчерпывающим.
§ 4.
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ТИПОЛОГИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ Типологизация молодежной субкультуры один из наиболее распространенных способов ее изучения, т.к.
дает возможность представить целостность через множественность, каковую и являет собой молодежная субкультура.
Еще великий Галилей полагал, что кроме фактуальной области должна существовать и идеально-типическая аналоговая область, являющаяся ее семантической реконструкцией.
Данное положение одним из первых реализовал М.
Вебер, создатель типологии по методу идеального типа.
Благодаря ему, теоретический мир стал возникать через гиперболизацию элементов действительности с конструированием чистых форм феноменов в ареале мысли.
Это позволило продвигаться от частного к общему, от эмпирического к теоретическому, чего мы и стремились достичь в нашем исследовании.
Целостный феномен молодежной субкультуры проявляется через множество форм и явлений.
Различия в этих формах и явлениях, а также решение

[Back]