щихся в кровном родстве и трудящихся сообща» . В общине, как и в любом обществе, нередко возникали конфликтные ситуации. Это могло бы привести к постоянным раздорам, если бы в людях не развивалось понятие о равноправии всех членов общества. Соответственно и наказание за «обиду» воспринималось как восстановление этого равноправия, защита личности и ее интересов. Впервые о лишении свободы говорится в уголовном праве договоров с греками . Так, в ст. 9 Русско-византийского договора 945 г. (Договора князя Игоря) упоминается о лишении свободы : «человека поработить». Некоторые установления Русско-византийских договоров близки по своему содержанию отдельным нормам самого известного памятника древнерусского права Русской Правды первого письменного отечественного сборника правовых обычаев, постановлений. В этом памятнике содержатся нормы, как об уголовном наказании, так и об их исполнении, выделенные из княжеских уставов и судебных решений, который дошел до нас во многих списках и в двух редакциях так называемых Краткой (первоначальной по времени действия) и Про~5 странной . При князе Ярославе Мудром, которому приписывается авторство первой части Русской Правды, был сделан ее первый список, называющийся «Правда Ярослава, или Древнейшая Правда» . Впоследствии он был дополнен сыновьями Ярослава («Правда Ярославичей», 1072 г.) Еще позже, вплоть до XIV века, Русская правда также подверглась новым дополнениям и изменениям. Конкретное ее содержание во многом определялось спецификой общественнополитического устройства Древнерусского государства. Так, например, все ви3Пайпс Р. Россия при старом режиме// Независимая газета. 1993. С. 32. 4См.: Полное собрание русских летописей. Т.1. —М., 1962. С. 33-36,46-53. 5См.: Законодательство Древней Руси// Российское законодательство Х-ХХ веков// Под ред. О.И. Чистякова М., 1984. Т. 1. С. 47-129. 6Карамзин Н.М. История государства Российского//С комментарием А.М. Кузнецова. Т. 1-4. Калуга: Золотая аллея, 1993. С. 274. |
тер: “основной социальной единицей у древних славян была племенная община, состоявшая, согласно подсчетам, из 50-60 человек, находящихся в кровном родстве и трудящихся сообща” (186, 32). В общине, как и в любом обществе, нередко возникали конфликтные ситуации, что могло бы привести к постоянным раздорам, если бы в людях не развивалось понятие о равноправии всех членов общества. Соответственно и наказание за “обиду” воспринималось как восстановление этого равноправия, защита личности и ее интересов. Впервые о лишении свободы говорится в договорах с греками. Так, в ст. 9 Русско-византийского договора 945 г. (Договора князя Игоря) упоминается о лишении свободы: “человека поработить” (203, 33-34). Некоторые установления Русско-византийских договоров близки по своему содержанию отдельным нормам самого известного памятника древнерусского права Русской Правды первого письменного отечественного сборника правовых обычаев, постановлений, содержащих нормы как об уголовных наказаниях, так и об их исполнении, выделенных из княжеских уставов и судебных решений, который дошел до нас во многих списках и в двух редакциях так называемых Краткой (первоначальной по времени действия) и Пространной (223, Т.1,47-129). При князе Ярославе Мудром, которому приписывается авторство первой части Русской Правды, был сделан ее первый список, называющийся “Правда Ярослава, или Древнейшая Правда” (104, Т.1-4, 274). Впоследствии он был дополнен сыновьями Ярослава (“Правда Ярославичей”, 1072 г.). Еще позже, вплоть до XIV века, Русская Правда также подвергалась новым дополнениям и изменениям. Конкретное ее содержание во многом определялось спецификой обще |