Правды и судных грамот именно новыми карательными задачами чисто государственного характера. Эти задачи состоят в защите общества от преступников и преступлений ». «Принимая во внимание пропорциональное отношение друг к другу видов наказания, мы можем в русском праве того периода признать одним из главных принципов наказания лишение преступника средств повторять преступления, не применяя к нему бесповоротных казней; на это указывает широкое применение тюремного заключения, ссылки... К указанной цели ведет прежде всего предположение об исправлении самого преступника: государство только тогда прибегает к бесповоротным карам (смертной казни, пожизненному заключению), когда общество (через обыскных людей) признает преступника неисправимым («лихует» его). Таким образом, первоначальное понятие о наказании, выраженное в самом термине («наказать» научить, исправить), не совсем изгладилось под влияниемновыхи отчастичужих понятий» . После эпохи Петра I, которая составляла «самую высшую ступень карательной строгости во всей истории русского права», наказания постепенно смягчились и в кодексах уголовного права империи уже появляется понятие наказаний «исправительных». В своем Наказе Екатерина II помимо охраны общества от преступлений (ст. 144-147) цель наказания видит и в том, чтобы «возвратить заблудшие умы на путь правый» (ст. 93). 19 июля 1819 года с разрешения императора Александра I было образовано Российское попечительское о тюрьмах общество, согласно уставу которого предусматривалась задача нравственного исправления преступников. Появление в качестве одной из целей наказания нравственного исправления положило начало новой эпохи в организации исполнения лишения свободы, приведшей впоследствии 110 Владимирский Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1995. С. 355-356. |
грамот именно новыми карательными задачами чисто государственного характера. Эти задачи состоят в защите общества от преступниу ков и преступлений... Принимая во внимание пропорциональное отношение друг к другу видов наказания, мы можем в русском праве того периода признать одним из главных принципов наказания лишение преступника средств повторять преступления, не применяя к нему бесповоротных казней; на это указывает широкое применение тюремного заключения, ссылки... К указанной цели ведет прежде всего предположение об исправлении самого преступника: государство только тогда прибегает к бесповоротным карам (смертной казни, пожизненному заключению), когда общество (через обыскных людей) признает преступника неисправимым (“лихует” его). Таким образом, первоначальное понятие о наказании, выраженное в самом термине (“наказать” научить, исправить), не совсем изгладилось под влиянием новых и отчасти чужих понятий” (55, 355-356). После эпохи Петра I, которая составляла самую высшую ступень карательной строгости во всей истории русского права, наказания постепенно смягчились и в кодексах уголовного права империи уже появляется понятие наказаний “исправительных”. В своем “Наказе” Екатерина II помимо охраны общества от преступлений (ст. 1 4 4 -1 4 7 ) цель наказания видит и в том, чтобы “возвратить заблудшие умы на путь правый” (ст. 93). 19 июля 1819 года с разрешения императора Александра I было образовано Российское попечительское о тюрьмах общество, согласно уставу которого предусматривалась задача нравственного исправления преступников. Появление в качестве одной из целей наказания А нравственного исправления положило начало новой эпохи в органи50 2. Основной взгляд на цель наказания выражен в самом смысле слова "наказание" "научение и исправление", однако в эпоху руссковизантийских договоров (X в.) и Русской правды (XI-XV вв.) эпоху мести и денежных выкупов целями наказания являлись возмездие, т.е. воздание злом за зло, и имущественные выгоды. И лишь в эпоху Судебников (XVI в.) и Уложения (XVII в.) задачи Московского государства уже не исчерпывались этими двумя древнейшими целями: одним из главных принципов наказания того периода следует признать лишение преступника возможности повторять преступления, не применяя к нему бесповоротных казней (членовредительных наказаний и смертной казни), на что указывает широкое применение наказаний, направленных на свободу преступника (тюремного заключения, ссылки и каторги). Это связывается с предположением о возможности исправления преступника: государство только тогда прибегает к бесповоротным карам, когда общество (через обыскных людей) признает преступника неисправимым ("лихует" его). Таким образом, первоначальное понятие о наказании, выраженное в самом термине ("наказать" научить, исправить), не совсем трансформировалось под влиянием новых понятий и выразилось в одной из целей уголовного наказания в виде лишения свободы. 3. После эпохи Петра I, которая составляла самую высшую ступень карательной строгости во всей истории государства Российского, наказания постепенно смягчались и в законодательстве империи уже появилось понятие наказаний "исправительных". Существенный вклад в формирование исправительной цели уголовного наказания, чтобы "возвратить заблудшие умы на путь правый", внес проект Екатерины II "Об устройстве тюрем", предусматривавший совершенствование системы тюремных учреждений, гуманизацию условий содержания за ключенных и определение правового статуса администрации. Его логическим продолжением стало образование в 1819 г. Российского попечительского о тюрьмах общества, согласно уставу которого предусматривалась задача нравственного исправления преступников, под которым понималось умение человека управлять собой, руководить своим поведением, "предупреждать возникновение решимости совершить преступление". Появление в качестве одной из целей наказания нравственного исправления осужденных положило начало новой эпохи в организации исполнения лишения свободы, приведшей впоследствии к созданию исправительно-трудового законодательства, предусматривавшего в качестве основной, главной цели уголовного наказания исправление преступников. Однако для реализации этой цели не было условий: опережая время, она оказалась далекой от реальных возможностей пенитенциарной системы России. 4. Передовые идеи пенитенциарной теории нашли свое продолжение в послереволюционный (советский) этап развития исправиI тельно-трудовой политики, в основе которой были идеи об исправлении осужденных главной цели уголовного наказания и общественно полезном труде, отнесенном к ведущим средствам достижения этой цели. Государство, пытаясь ограничить объем кары в уголовном наказании, ставило задачу исправления преступника. Дискуссия, развернувшаяся в 1918-1919 гг. на страницах журнала "Пролетарская революция и право" об исправительной цели наказания, закончилась выводом о том, что "теоретически нет неисправимых преступников". Однако уже в 30-х годах стала набирать силу тенденция к усилению строгости уголовных наказаний, отступлению от судебного порядка их применения, и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, провозгласивший одной из целей пенитенциарной политики перевоспитание |