Проверяемый текст
Рыскильдина, Светлана Мухаметовна; Местное самоуправление в условиях Российской государственности (Диссертация 2001)
[стр. 25]

правом суверенной общины, сложившейся еще до образования государства, т.
с.
теория свободной общины.
Значительный вклад в разработку теории местного самоуправления внесла германская юридическая школа.
«Хотя почти все теории разрабатывались немецкими юристами, идеи они заимствовали из Франции, Бельгии, Англии,
но лишь у немцев, эги идеи получили ту обработку и критическую проверку, которые дают высказанным положениям действительно научную ценность»1 .
Конституционное движение, толчок
к которому дала Великая Французская революция, привело к появлению новых форм организации власти, в том числе и на местах.
'Гак, Национальный учредительный Конгресс 1830 г.
признал наряду с традиционными властями четвертую общинную
Ie рои voir municipal -• равноправную со всеми независимую от вмешательства со стороны государства.
Франкфуртская императорская Конституция признавала за общиной право на «самостоятельное заведование общинными делами, включая местную полицию»1
23 .
Таким образом, цель теории свободной общины, это стремление найти научное обоснование для ограничения вмешательства государства в дела общины.
Община —как независимое государство в государстве.
Теория свободной общины доказывала, что право общины заведовать своими делами имеет такой же естественный характер, как права, и свободы человека, что община возникает раньше государства.

Эта теория выдвигала постулаты о том, что: а) самоуправление есть управление собственными делами общины, отличных от государства; б) община является владельцем принадлежащих ей прав, отдельным от государства юридическим лицом; в) должностные лица общественного управления органы не государства, а общины.
По мнению
Реслера, «Самоуправление есть результат общественной свободы, следовательно, оно есть нравственная необходимость»5.
1 Лазаревский Н.
И.
Самоуправление // Мелкая земская единица.

13ып.
1.
СПб., 1902.
‘ Цит.
по: Черник И.
Д.
Местное самоуправление: Исторический опыт.

М., 1992.
3Коркунов Н.
М.
Русское государственное право.
Т.

1.
СПб., 1892.
[стр. 21]

21 сочинении «Демократия в Америке» он предложил модель самоуправления общества.
Такое общество представляет собой множество самоуправляющихся ассоциаций и общин.
Согласно эволюционной теории Ж.
Пиаже.
физические, биологические, социальные Системы являются самоулравляющими ассоциациями.
Система являемся самоуправляемой, если она может самостоятельно изменить нормы, определяющие принципы и условия своего управления и.
вытекающие из них правила взаимоотношений с другими подобными ассоциациями.
Не случайно в это время значительное распространение получила теория, признавшая самоуправление естественным, неотъемлемым правом суверенной общины, сложившейся еще до образования государства, т.
е.
теория свободной общины.
Значительный вклад в разработку теории местного самоуправления внесла германская юридическая школа.
«Хотя почти все теории разрабатывались немецкими юристами, идеи они заимствовали из Франции, Бельгии, Англии,
по лишь у немцев, эти идеи получили ту обработку' и критическую проверку', которые дают высказанным положениям действительно научную ценность»1.
Конституционное движение, толчок
х которому дала Великая Французская революция, привело к появлению новых форм организации власти, з том числе и на местах.
Так, Национальный учредительный Конгресс 1830 г.
признал наряду с традиционными властями четвертую общинную
le рои voir municipal равноправную со всеми независимую от вмешательства со стороны государства.
Франкфуртская императорская Конституция признавала за общиной право на «самостоятельное заведование общинными делами, включая местную полицию»'.12
1Лазаревский 11 И.
Самоуправление/ Мелкая земская единица.

Вьш.
1.-СП6., 1902.
С 24.
2 Цит.
По Чсриик И, Д.
Местное самоуправление: Исторический опыт.

ML 1992.
С.
31.


[стр.,22]

22 Таким образом, цель теории свободной общины, это стремление найти научное обоснование для ограничения вмешательства государства в дела общины.
Община как независимое государство в государстве.
Теория свободной общины доказывала, что право общины заведовать своими делами имеет такой же естественный характер, как права, и свободы человека, что община возникает раньше государства.

Ота теория выдвигала постулаты о том, что: а) самоуправление есть управление собственными делами общины, отличных от государства; б) община является владельцем принадлежащих ей прав, отдельным от государства юридическим лицом; в) должностные лица общественного управления, органы не государства, а общины.
По мнению
Реслсра.
«Самоуправление есть результат общественной свободы, следовательно, оно есть нравственная
необходимость»1.
Однако уже во второй половине XIК в.
теория свободной обшины стала уязвимой, так как ограничивала местное самоуправление мелкими территориальными единицами, исключая, например, в России уезды и губернии, т.
к.
они созданы государством, а не возникали естественно, что является основным признаком свободной общины.
Важным рациональным звеном теории свободной общины является признание наличия традиций в местном самоуправлении основным условием успешного функционирования последнего.
Естественно, что развитие местного самоуправления должно быть при подобном изучении исторического опыта как такового и в определенной местности.
На смену теории свободной общины приходит общественнохозяйственная.
Она также противопоставляет местное сообщение государству, но это противопоставление иного характера: на первый план выдвигается не естественный и неотчуждаемый характер прав общины, а негосударственная, хозяйственная природа деятельности органов местного самоуправления.
Самоуправление из области политических понятий ' Коркунов И.
М.
Русское государственное право.
Т.

I.
СПБ.
1892.

[Back]