Проверяемый текст
Голосная Галина Станиславовна. Нейрохимические аспекты патогенеза гипоксических поражений мозга у новорожденных (Диссертация 2005)
[стр. 15]

активация, вплоть до готовности к фагоцитозу [27, 133, 134].
Микроглиальные клетки не возвращаются к состоянию покоя, а продолжают синтезировать большой спектр токсичных для ткани соединений, хронически поддерживая воспалительные реакции, что ведет к отсроченным нейрональным потерям, микроциркуляторным нарушениям, изменениям гематоэнцефалического барьера [53, 156, 190, 191].
Через 6-8 часов после развития ишемии появляются реактивные изменения нейтрофилов в микроциркуляторном русле, которые вызваны активацией микроглии и резким повышением синтеза
провоспалительных факторов, молекул клеточной адгезии.
Характерными
признаками являются адгезия нейтрофилов к эндотелию мелких сосудов, проникновение их через ГЭБ и инфильтрация ими ишемизированной ткани мозга
[105, 128, 129, 259, 260].
Временная динамика реакции нейтрофилов варьирует в зависимости от особенностей ишемического процесса.
Макрофаги из кровяного русла начинают проникать в ишемизированную нервную ткань в конце
1-ых суток после инсульта (в эксперименте), однако процесс инфильтрации макрофагами зоны ишемии становится максимально выраженным только на 5-7 сутки [8, 9, 11,22, 29, 56].
Изменения состояния клеток эндотелия
микроциркуляториого русла выявляются с первых минут ишемии.
Через 30 минут наблюдается их набухание, через час повышенная проницаемость мембран, через 6 ч появляются признаки некроза отдельных клеток, ко 2-3 дню пролиферация как эндотелиальных, так и гладкомышечных клеток сосудистой
стенки [88, 102, 103].
Дисфункция эндотелия может быть самостоятельной причиной нарушения кровообращения, поскольку нередко провоцирует ангиоспазм или тромбоз сосудов.
С другой стороны, сами нарушения регионарного кровообращения (ишемия, венозный застой) приводят к изменению его функционирования [112].
В стабильном состоянии эндотелиоциты не 14
[стр. 18]

кальцием солей во внутренней митохондриальной мембранср4\39{48].
'$3 си поел \1 V Клетки "тени" (умершие нейроны) находят в ткани мозга на 2-3 сутки после ишемии [166].
Изменения астроцитоп в виде набухания, фрагментации отростков и дезинтеграции наблюдаются с первых минут ишемии, предшествуя нейрональным изменениям, однако через 4-6 часов после развития ишемического процесса отмечается активация астроцитов, окружающих ишемическую зону.
Астроцитарная реакция становится все более и более агрессивной и ведет к формированию глиальных рубцов в конце 1-й начале 2-й недели после поражения.
Мнкроглиальныс клетки в нормальных условиях имеют ветвистую форму со множеством отростков, могут быть кратковременно активированы до увеличения продукции ряда провоспалитсльных медиаторов, но затем быстро возвращаются в состояние покоя [44^4^1 /53^55^50].
В патологических условиях, в том числе при ишемии, они втягивают отростки и принимают амебовидную форму,' чему соответствует их выраженная функциональная активация, вплоть до готовности к фагоцитоз}^79^66].
Мнкроглиальныс клетки не возвращаются к состоянию покоя, а продолжают синтезировать большой спектр токсичных для ткани соединений, хронически поддерживать воспалительные.реакции, что ведет к отсроченным нейрональным потерям, микроциркуляторным нарушениям, изменениям гематоэнцефалического барьсрг([109^52^56].
Через 6-8 часов после развития ишемии появляются реактивные изменения нейтрофилов в микроциркуляторном русле, которые вызваны активацией микроглии и резким повышением синтеза
провоспалитсльных факторов, молекул клеточной адгезии.
Характерными признаками являются адгезия нейтрофилов к эндотелию мелких сосудов, проникновение их через ГЭБ и инфильтрация ими ишемизированной ткани мозга.

Временная динамика реакции нейтрофилов варьирует в зависимости от особенностей ишемического процесса.
Макрофаги из кровяного русла начинают проникать в ишемизированную нервную ткань в конце
1-х суток после инсульта (в эксперименте), однако процесс инфильтрации макрофагами зоны ишемии

[стр.,19]

становится максимально выраженным только на 5-7 сутки* [6^10^7/4^ Изменения состояния клеток эндотелия микроциркуляторного русла выявляются с первых минут ишемии.
Через 30 минут наблюдается их набухание, через час повышенная проницаемость мембран, через 6 ч появляются признаки некроза отдельных клеток, ко 2-3 дню пролиферация как эндотелиальных, так и гладкомышечных клеток сосудистой
стеик[39^59].
В то же время церебральная ишемия активирует процессы ангиогенеза и неоваскуляризации.
В работах Эог У.
с соавт.
[176, 177] показано, что неоваскуляризация является благоприятным признаком, позволяющим прогнозировать улучшение процессов восстановления [178^179^13].
Как показали многолетние исследования, в начале любого патологического процесса в нервной ткани происходят нарушения проницаемости гематоэнцефалического барьера (ГЭВ) [9 / 1 8 з ^ 8 , ^ 1 ^6,^87].
Ггематоэнцефалический барьер (ГЭБ) образован эндотелиоцитами капилляров и базальной мембраной, к которой со стороны ткани мозга прилежат перициты и астроциты.
Он препятствует проникновению в мозг агентов экзо и эндогенной природы, что обеспечивает гомеостаз среды мозга, селективный отбор и транспорт веществ, необходимых для деятельности нейронов и поддержания их трофического, пластического и \[ энергетического потенциала^! 1^3^8(87].
Капилляры мозга отличаются от капилляров других органов и тканей.
Они обладают уникальными характеристиками: их эндотелиальные клетки имеют так называемые "плотные контакты" между собой, характеризующиеся высоким трансэндотелиальным электрическим сопротивлением.
В морфологии плотных контактов различают гопи1а абЬаегепз, где ширина межклеточной щели около 200А, что позволяет большинству соединений проникать в ткань, и гогнйа осс1и<1епз, которая

[стр.,231]

Обсуждение.
Развитие гипоксии мозга запускает патобиохимичсскис реакции, которые протекают во всех основных клеточных пулах нервной ткани и вызывают нейрональные нарушения, астроцитоз, микроглиальную активацию, а также комбинирование с ними изменениями нейтрофилов, макрофагов, эндотелиальных клеток.
Уже через 6-8 часов после развития ишемии появляются реактивные изменения нейтрофилов в микроциркуляторном русле, которые вызваны активацией микроглии и резким повышением синтеза противовоспалительных факторов, молекул клеточной адгезии.
Характерным
признаком в этом временном промежутке является адгезия нейтрофилов к эндотелию мелких сосудов, проникновение их через гематоэнцефалический барьер и инфильтрация ими ишемизированной ткани мозга.
Изменения уровня молекулы клеточной адгезии АЬСАМ в сыворотке крови варьирует в зависимости от особенностей течения постгипоксичсских процессов в тканях.
При изучении динамики уровня АЬСАМ в сыворотке крови у новорожденных с гипоксическим поражением ЦНС, мы выявили, что пик уровня исследуемого антигена отмечался в первые 48 часов жизни, когда на клеточном уровне отмечается активное формирование цитотоксического отека, максимальная активность микроглии и миграция полиморфно-ядерных лейкоцитов.
Эти изменения происходят на фоне нарушения проницаемости ГЭБ и усугубления изменений реологических свойств крови.
В этой стадии активная адгезия лейкоцитов играет важную роль в реперфузионном повреждении мозга.
Адгсзированныс к эндотелию лейкоциты медленно проникают через эндотелиальную стенку.
Затем, к 57 суткам жизни лейкоцитарная миграция уменьшается у всех новорожденных с гипоксическим поражением головного мозга.
При изучении динамики АЬСАМ в зависимости от развившихся и выявленных с помощью нейросонографии изменений головного мозга, 220

[Back]