Проверяемый текст
Голосная Галина Станиславовна. Нейрохимические аспекты патогенеза гипоксических поражений мозга у новорожденных (Диссертация 2005)
[стр. 42]

II, эндотелии-1, брадикинин, адреномедуллин и натрийуретические факторы) вносят свой "вклад" в развитие процессов, связанных с дисфункцией эндотелия и развитием клеточного апоптоза [203].
Немаловажная роль принадлежит нейротрофическим ростовым полипептидам (фактору опухолевого роста, трансформирующему ростовому фактору, фактору роста фибробластов, эндотелиальному фактору роста сосудов
(УЕСР), инсулиноподобному фактору роста и др.), а также специфическим белкам клеточной адгезии и мембранного взаимодействия интегринам и селектинам [13, 16, 25, 202, 204].
В связи с тем, что регуляторные пептиды и нейротрофические ростовые факторы могут выполнять функцию как проапоптических (индуцирующих), так и антиапоптических агентов, их соотношение играет ключевую роль в стадийном формировании необратимых повреждений миоцитов, эндотелиальных и васкулярных клеток.
Рассматривая проблему апоптоза, как сложный биологический и патохимический феномен, можно определить, что как нейропептиды, так и нейротрофические факторы представляют пример участия в пол и вариантной
системе контроля функций на всех "этажах" физиолого-биохимической организации [21,49, 68].
Пути реализации программы апоптоза разнообразны и зависят как от индивидуальных особенностей клеток, так и от характера и степени выраженности внешних и внутренних воздействий.

Многое в механизмах осуществления апоптоза остается неясным, сигнальные пути передачи
апоптотического сигнала переплетаются с сигнальными путями других программ жизнедеятельности клеток, создавая сложную картину внутрии межклеточных взаимодействий, лежащих в основе регуляции и саморегуляции клеточного роста и дифференцировки.
Однако некоторые механизмы достаточно изучены.
Основными активаторами эффекторной фазы апоптоза ("демонтаж" клеточных структур) являются цистеиновые протеазы (каспазы).
Они расщепляют белки, являющиеся мишенями для их действия.
К настоящему времени у человека идентифицировано 14 видов
41
[стр. 58]

противодействующих развитию иеироапоптоза.
Например, в исследованиях подтверждено участие фактора некроза опухоли (ТИР) в апоптозе глиальных и нейрональных клеток как следствие аутоиммунной нейропатологии и патологии мультисклероза [245*24^271].
Образование свободнорадикальных Р ^ продуктов, ингибировалось в нейронах стриатума нейротрофическим Г фактором мозга (ВоЫР).Новым направлением в исследовании нейропептидов стало определение их роли в регуляции апоптоза.
Факты, демонстрирующие значимость нейропептидов и ростовых факторов в нормальной и патологической деятельности мозга, отражают организацию поливариантной системы химической регуляции, обеспечивающей как жизнеспособность и защиту нейронов от неблагоприятных влияний, так и программируемую гибель определенной части клеточной популяции в случае повреждения мозга[29-31].
Физиологически активные пептиды (ангиотензин II, эндотелии-1, брадикшшн, адреномедуллин и натрийуретические факторы) вносят свой "вклад" в развитие процессов, связанных с дисфункцией эндотелия и развитием клеточного апоптоза [19].
Немаловажная роль принадлежит нейротрофическим ростовым полипептидам (фактору опухолевого роста, трансформирующему ростовому фактору, фактору роста фибробластов, эндотелиальному фактору роста сосудов
(УЕОГ), инсулиноподобному фактору роста и др.), а также специфическим белкам клеточной адгезии и мембранного взаимодействия ннтегрннам и селектинам \У [94^24^33^39^13,^23].
В X связи с тем, что регуляторные пептиды и нейротрофические^ ростовые факторы могут выполнять функцию как проапоптических (индуцирующих), так и антиапоптических агентов, их соотношение играет ключевую роль в стадийном формировании необратимых повреждений миоцитов, эндотелиальных и васкулярных клеток.
Рассматривая проблему апоптоза, как сложный биологический и патохимический феномен, можно определить, что как нейропептиды, так и нейротрофические факторы представляют пример участия в поливариантной


[стр.,59]

системе контроля функций на всех "этажах" физиолого-биохимической организации [1, 19, 26, 40,251].
Пути реализации программы апоптоза разнообразны и зависят как от индивидуальных особенностей клеток, так и от характера и степени выраженности внешних и внутренних воздействий,
вызывающих ее включение (Схема 2).
Схема 2]Основные пути апоптоза.(РАОО-связанный РА$-домен смерти; ТЯАОО-связанный с ТЫР-Я домен смерти) ТЫ*а эффееторных каспаз (каспаза -3, -6.
-7) Многое в механизмах осуществления апоптоза остается неясным, сигнальные пути передачи апоптогического сигнала переплетаются с сигнальными путями других программ жизнедеятельности клеток, создавая сложную картину внутрии межклеточных взаимодействий, лежащих в основе

[стр.,60]

регуляции и саморегуляции клеточного роста и дифференцировки.
Однако некоторые механизмы достаточно изучены.
Основными активаторами эффекторной фазы апоптоза ("демонтаж" клеточных структур) являются цистеиновые протеазы (каспазы).
Они расщепляют белки, являющиеся мишенями для их действия.
К настоящему времени у человека идентифицировано 14 видов
каспаз, которые по своим функциональным особенностям разделяются на: активаторы цитокинов (каспазы-1, 4, 5, 13), шдукторы активации эффскторных каспаз (каспазы-2, 8, 9/Ш), эффекторныс ™ •,кп—" “оп™“ (“-3’ Касиазы-индукторы при обычном состоянии клетки неактивны и существуют в форме прокаспаз.
Отсюда, действие разнообразных проапоптотичсских сигналов направлено на их активацию.
В связи с этим выделяют 2 типа ведущих сигнальных путей [26]: 1.
Повреждение ДНК, радиация, действие токсических агентов, действие глюкокортикоидов, прекращение цитокииовой регуляции, укорочение до критического уровня тсломеров активация каспазы-9; 2.
Проапоптотичсские сигналы, возникающие при активации рецепторов "региона клеточной смерти" (например, РазК, ТЫРК)-активация каспазы-8 Рецептор смерти-5ОсШк гесср(ог 5 (ОН 5; ТНЛ1ЬН2 Т1\Г-КЕЬЛ ТЕО ЛРОРТОЫХ-ПЧОиСШС иалт НЕСЕРТОН 2; КШЕН/ОК 5; ТН1СК2).
ТКА1Ь, названный также АР02Ь, является цитокином, членом семейства ТЫР, обладающий способностью индуцировать апоптоз большого \/ ряда клеток [206^28^51^256].
Используя лиганд-опосредованную очистку (пурификацию) и экстракты клеточных линий, подвергающиеся ТЯА1Ь индуцированному апоптозу \Уа1сгак е1 а1.
(1997) идентифицировали ТКА1Ь рецептор, который они назвали ТКА11Л12 [363].
Используя сочетание ПЦР и генетического картирования, авторы выделили участок ДНК, ответственный за кодирование ТКА1Ы12.
Предполагаемый 440 аминокислотный протеин, по видимому содержит сигнальный пептид, два пссвдоповтора, характерных для

[Back]