Проверяемый текст
Рыжов, Роман Сергеевич. Уголовная ответственность соучастников преступления (Диссертация 2003)
[стр. 130]

130 шенных нами респондентов за отмену моратория на смертную казнь в отношении террористов.
* В соответствии со ст.
31 УК РФ добровольный отказ от совершения
террористического преступления возможен не только со стороны индивидуально действующего лица и исполнителя, но и со стороны таких соучастников, как организатор, подстрекатель и пособник, что, к сожалению, на практике очень редко происходит.
Заметим, что норма, которая специально регламентирует добровольный отказ соучастников преступления, является в отечественном уголовном законодательстве новеллой.
Целесообразность появления этой нормы заключается прежде всего в том, что добровольный отказ совместно действующих лиц, по
сравненйю с добровольным отказом индивидуально действующего лица от дальнейшего совершения преступления, имеет некоторую специфику.
И, следовательно, это область, требующая отдельной
регламентации.
Специфика добровольного отказа соучастников
террористических преступлений связана с особенностями совместной преступной деятельности, в которой участвуют два или более лица.
В связи с этим возникают некоторые вопросы.
До какого момента возможен добровольный отказ соучастника
от совершения террористического преступления? Как влияет добровольный отказ одного из соучастников на ответственность других соучастников? В чем именно должен выражаться доброр * вольный отказ соучастника? При ответе на данные вопросы следует в первую очередь помнить, что центральной фигурой соучастия в террористической деятельности, реализующей совместный преступный замысел, является исполнитель.
Организатор, подстрекатель и пособник
террористического преступления, вполне очевидно, могут добровольно отказаться от совершения преступления до того момента, когда такая возможность еще есть и у исполнителя.
Поэтому, определяя момент, до которого возможен добровольный отказ
соучаст1 г ' Красиков Ю.А.
Уголовное право России.
Учебник для вузов.
Т.
1.
Общая часть.
М., 2000.
С.
227-228.
[стр. 175]

на стороне исполнителя.
Такое решение представляется нам наиболее соответствующим общим принципам уголовного права.
Таким образом, по нашему мнению, рассматривая влияние различных объективных и субъективных обстоятельств, имеющихся на стороне исполнителя, на ответственность соучастников, следует исходить из деления данных обстоятельств на те, которые учитываются в зависимости от их осознания соучастником (наступление тяжких последствий, совершение преступления с особой жестокостью, с использованием оружия и т.
д.), и те, которые не учитываются независимо от их осознания соучастником ■ (несовершеннолетие или беременность виновного лица, неоднократность и рецидив преступлений, особый мотив преступления и т.
д.).
Соответственно обстоятельства первого рода имеют объективный характер и влияют на ответственность соучастников, когда они осознавались ими.
Обстоятельства второго рода характеризуют субъективную сторону преступления, Ф совершенного исполнителем, или личность исполнителя и не влияют на ответственность остальных соучастников, даже если они и осознавались ими, так как для вменения этих обстоятельств в ответственность необходимо их действительное наличие у соучастника, а не просто осознание как имеющихся на стороне исполнителя.
Добровольный отказ соучастников.
В соответствии со ст.
31 УК РФ добровольный отказ от совершения
преступления возможен не только со стороны индивидуально действующего лица и исполнителя, но и со стороны таких соучастников, как организатор, подстрекатель и пособник.
Заметим, что норма, которая специально регламентирует добровольный отказ соучастников преступления, является в отечественном уголовном законодательстве новеллой.
Целесообразность появления этой нормы заключается, прежде всего, в том, что добровольный отказ совместно действующих лиц по
сравнению с добровольным отказом индивидуально действующего лица от дальнейшего совершения преступления имеет некоторую специфику.
И, следовательно, это область, требующая отдельной


[стр.,176]

регламентации.
Специфика добровольного отказа соучастников
преступления связана с особенностями совместной преступной деятельности, в которой участвуют два или более лица.
В связи с этим возникают некоторые вопросы.
До какого момента возможен добровольный отказ соучастника?
Как влияет добровольный отказ одного из соучастников на ответственность других соучастников? В чем именно должен выражаться добровольный отказ соучастника? При ответе на данные вопросы следует в первую очередь помнить, что центральной фигурой соучастия, реализующей совместный преступный замысел, является исполнитель.
Организатор, подстрекатель и пособник
преступления, вполне очевидно, могут добровольно отказаться от совершения преступления до того момента, когда такая возможность еще есть и у исполнителя.
Поэтому, определяя момент, до которого возможен добровольный отказ
соучастников, необходимо исходить из положения о добровольном отказе единолично действующего лица, закрепленного в ч.
1 ст.
31 УК РФ, поскольку оно полностью применимо и к исполнителю преступления.
В соответствии с ним добровольным отказом от преступления признается прекращение приготовления к преступлению либо действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца.
Из этого положения вытекает, что возможность добровольного отказа от совершения преступления у исполнителя сохраняется на стадии приготовления и покушения, а значит, до этого момента таковая сохраняется и у остальных соучастников преступления.
Вопрос о влиянии добровольного отказа одного соучастника на ответственность других соучастников возникает только при добровольном отказе исполнителя, так как само по себе наличие такового у организатора, подстрекателя или пособника не влияет на ответственность остальных соучастников.
При добровольном отказе исполнителя от доведения преступления до конца, как уже отмечалось, остальные соучастники несут ответственность за приготовление к преступлению или за покушение на

[Back]