Проверяемый текст
Агапов П.В., Михайлов К.В. Уголовная ответственность за содействие террористической деятельности: тенденции современной уголовной политики. Монография. Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2007. - 144 с.
[стр. 176]

гих преступлений в террористических целях (преступления террористической направленности), а равно руководство таким сообществом, его частью (террористической группой) или входящими в такое сообщество структурными ч подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества в целях разработки планов и (или) создания условий для совершения преступлений террористической направленности.
2.
Участие в террористическом сообществе либо в объединении организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества.
3.
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения.
В целях согласованной уголовной политики заинтересованных госу-* ч дарств в борьбе с терроризмом следует предпринять скорейшие шаги по унификации уголовного законодательства России и стран СНГ, а также дальнего зарубежья как с точки зрения объема криминализации преступлений террористической направленности, так и ответственности за их совершение .
Это позволит существенно повысить эффективность уголовного закона в борьбе с организованной преступностью» .
Исходя из проведенного выше анализа, мы предлагаем УК РФ допол176 нить еще одним составом: Статья 205 Организация террористической группы или террористиче1 ского сообщества (организации) и участие в них.
1.
Создание террористической группы для подготовки или совершения преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, а равно руководство такой группой.
В этом направлении уже предлагаются радикальные меры по расширению пределов ответственности за соучастие в преступлении за счет института сговора на его совершение, существующего в уголовном законодательстве ряда зарубежных государств (США, Англии, Испании и др.) / Галиакбаров Р.Р.
Пределы ответственности за соучастие в преступлении нуждаются в пересмотре // Российская юстиция.
2003.
№3.
С.
55-56.
Грошев А.В.
Ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации): вопросы криминализации и правоприменения // Уголовное право.
2004.

№3.
С.
2628.
‘ '
[стр. 38]

"Уголовная ответственность за содействие террористической деятельности: тенденции современной уголовной политики: Моногр...
Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 27.04.2015 КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 38 из 56 Сложилось мнение, что об ответственности за склонение лица к участию в деятельности террористической организации, а равно за финансирование террористической организации в контексте ст.
205.1 УК РФ не может быть и речи, так как в российском уголовном законе специально не криминализировано создание, руководство и участие в такого рода организации <109>.
В связи с этим рядом авторов поднимался вопрос об установлении в УК РФ ответственности за создание террористической организации <110>.
Соответствующая норма предусмотрена, например, Уголовным кодексом Украины.
Часть 4 ст.
258 ("Террористический акт") украинского уголовного закона признает преступным создание террористической группы или террористической организации, руководство такой группой или организацией либо участие в ней, а равно материальное, организационное или иное содействие созданию или деятельности террористической группы или террористической организации <111>.
-------------------------------<109> См.: Елизаров И.Е.
Указ.
соч.
С.
16.
<110> См., например: Устинов В.В.
Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика.
М., 2002.
С.
386; Лунеев В.В.
Терроризм и организованная преступность: национальные и транснациональные аспекты // Организованная преступность, терроризм и коррупция: Криминологический ежеквартальный альманах.
М.: Юристъ, 2003.
Вып.
2.
С.
26; Байрак Г.Ф.
Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с терроризмом: Автореф.
дис.
...
канд.
юрид.
наук.
Ростов-на-Дону, 2003.
С.
17 18; Грошев А.
Ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации): вопросы криминализации и правоприменения // Уголовное право.
2004.

N 3.
С.
26 28.
<111> См.: Уголовный кодекс Украины.
СПб.: Юридический центр "Пресс", 2001.
С.
226.
Следует отметить, что российскими законодателями обсуждалась возможность установления специальной ответственности за организацию террористической организации (террористического сообщества) <112>.
Однако правоприменительная практика искала иное, более простое решение в создавшейся ситуации.
Известен прецедент, когда организация "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" была признана преступным сообществом (преступной организацией) и действия ее участников квалифицировались по ст.
210 УК РФ.
При этом в качестве преюдиции использовалось решение о запрете деятельности данной партии на территории России Верховным Судом РФ.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что судебно-следственные органы в этом случае не утруждали себя доказыванием фактов совершения конкретных преступлений террористического характера.
Как установил суд, Габдрахманов (мусульманское имя Иса), Алибаев (Али), Рядинский (Али), Ахметсафин (Мусса), Гаянов, будучи осведомленными о том, что партия "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" признана Верховным Судом РФ террористической организацией и запрещена на территории России, создали преступное сообщество подразделения названной партии для склонения других лиц к участию в террористической организации.
Габдрахманов и Алибаев создали подразделение "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" в г.
Уфе, Рядинский в г.
Баймаке, Ахметсафин в г.
Белорецке, Гаянов Булат в г.
Туймазы.
С 2003 г.
указанные лица стали активно заниматься вербовкой в ряды представляемой ими организации.
Для достижения тактических целей партии, связанных с обширной незаконной пропагандистской деятельностью, используя телефонную и компьютерную электронную связь, Габдрахманов и Алибаев наладили контакты с соучастниками по воинствующей исламской пропаганде в различных городах Республики Башкортостан.
При этом они тиражировали для распространения листовки, пособия и другую литературу под редакцией "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами": "Структура ислама", "Путь к вере", "Дусийа", "Аль-Ваъй".
В них содержались религиозные идеи экстремистского характера, призывы к изменению государственного строя и построению исламского государства путем всеобщей тотальной исламизации населения, не исключая террор как форму политической борьбы.
-------------------------------<112> См.
подробнее: Агапов П.В., Михайлов К.В.
Уголовная ответственность за финансирование акта терроризма либо террористической организации // Актуальные вопросы криминалистики, судебной экспертизы и иных наук на рубеже веков: Мат-лы Всероссийской интернет-конференции (20 июня 30 июля 2005 г.).
Челябинск: ЧЮИ МВД России, 2005.
С.
3 12; Агапов П.В., Михайлов К.В.
Террористическая организация: пределы криминализации и уголовной ответственности // Проблемы российского законодательства: история и современность: Мат-лы Межрегиональной научно-практической конференции.
Тольятти, 3 4 февраля, 2006 г.
/ Редкол.: Р.В.
Закомолдин и др.
Самара: Самар.
гуманит.
акад., 2006.
Ч.
II.
С.
55 65.

[Back]