Проверяемый текст
Агапов П.В., Михайлов К.В. Уголовная ответственность за содействие террористической деятельности: тенденции современной уголовной политики. Монография. Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2007. - 144 с.
[стр. 188]

скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы».
Преступное сообщество представляет наиболее опасную форму соучастия.
Это устойчивое (сплоченное) объединение (организация) соучастников, объединившихся для занятия преступной деятельностью в сфере совершения тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе и таких особо тяжких преступлений, как террористические.
Террористическая организация это особая преступная группа, отличающаяся спецификой криминальной направленности.
Для нее характерны организованность, вооруженность и преступный профессионализм.
В российском уголовном законе специально не криминализировано создание, руководство и участие в
террористической организации.
В связи с этим рядом авторов поднимался вопрос об установлении в УК РФ ответственности за создание террористической организации.

Соответствующая норма предусмотрена, например, Уголовным кодексом
Австрии, Украины и др.
Исходя из этого, предлагается УК РФ дополнить еще одним составом: Статья 205 Организация террористической группы или террористического сообщества (организации) и участие в них.
Функционирование правоохранительных органов в борьбе с террористической деятельностью должно быть более целенаправленным и скоординированным по следующим основным направлениям: перекрытие каналов финансирования, снабжения продовольствием, оружием и боеприпасами лагерей незаконных вооруженных формирований; проведение единой информационно-пропагандистской работы, направленной на формирование негативного отношения общества к радикальным религиозным течениям; создание сети информационных источников, обеспечивающих получение достоверной информации о местонахождении и передвижении каждого члена и лидера террористической организации.
Необходимо проводить работу по нанесению морально-психологического урона членам террористических группировок, созданию в 188
[стр. 38]

"Уголовная ответственность за содействие террористической деятельности: тенденции современной уголовной политики: Моногр...
Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 27.04.2015 КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 38 из 56 Сложилось мнение, что об ответственности за склонение лица к участию в деятельности террористической организации, а равно за финансирование террористической организации в контексте ст.
205.1 УК РФ не может быть и речи, так как в российском уголовном законе специально не криминализировано создание, руководство и участие в такого рода организации <109>.
В связи с этим рядом авторов поднимался вопрос об установлении в УК РФ ответственности за создание террористической организации
<110>.
Соответствующая норма предусмотрена, например, Уголовным кодексом
Украины.
Часть 4 ст.
258 ("Террористический акт") украинского уголовного закона признает преступным создание террористической группы или террористической организации, руководство такой группой или организацией либо участие в ней, а равно материальное, организационное или иное содействие созданию или деятельности террористической группы или террористической организации <111>.
-------------------------------<109> См.: Елизаров И.Е.
Указ.
соч.
С.
16.
<110> См., например: Устинов В.В.
Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика.
М., 2002.
С.
386; Лунеев В.В.
Терроризм и организованная преступность: национальные и транснациональные аспекты // Организованная преступность, терроризм и коррупция: Криминологический ежеквартальный альманах.
М.: Юристъ, 2003.
Вып.
2.
С.
26; Байрак Г.Ф.
Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с терроризмом: Автореф.
дис.
...
канд.
юрид.
наук.
Ростов-на-Дону, 2003.
С.
17 18; Грошев А.
Ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации): вопросы криминализации и правоприменения // Уголовное право.
2004.
N 3.
С.
26 28.
<111> См.: Уголовный кодекс Украины.
СПб.: Юридический центр "Пресс", 2001.
С.
226.
Следует отметить, что российскими законодателями обсуждалась возможность установления специальной ответственности за организацию террористической организации (террористического сообщества) <112>.
Однако правоприменительная практика искала иное, более простое решение в создавшейся ситуации.
Известен прецедент, когда организация "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" была признана преступным сообществом (преступной организацией) и действия ее участников квалифицировались по ст.
210 УК РФ.
При этом в качестве преюдиции использовалось решение о запрете деятельности данной партии на территории России Верховным Судом РФ.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что судебно-следственные органы в этом случае не утруждали себя доказыванием фактов совершения конкретных преступлений террористического характера.
Как установил суд, Габдрахманов (мусульманское имя Иса), Алибаев (Али), Рядинский (Али), Ахметсафин (Мусса), Гаянов, будучи осведомленными о том, что партия "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" признана Верховным Судом РФ террористической организацией и запрещена на территории России, создали преступное сообщество подразделения названной партии для склонения других лиц к участию в террористической организации.
Габдрахманов и Алибаев создали подразделение "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" в г.
Уфе, Рядинский в г.
Баймаке, Ахметсафин в г.
Белорецке, Гаянов Булат в г.
Туймазы.
С 2003 г.
указанные лица стали активно заниматься вербовкой в ряды представляемой ими организации.
Для достижения тактических целей партии, связанных с обширной незаконной пропагандистской деятельностью, используя телефонную и компьютерную электронную связь, Габдрахманов и Алибаев наладили контакты с соучастниками по воинствующей исламской пропаганде в различных городах Республики Башкортостан.
При этом они тиражировали для распространения листовки, пособия и другую литературу под редакцией "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами": "Структура ислама", "Путь к вере", "Дусийа", "Аль-Ваъй".
В них содержались религиозные идеи экстремистского характера, призывы к изменению государственного строя и построению исламского государства путем всеобщей тотальной исламизации населения, не исключая террор как форму политической борьбы.
-------------------------------<112> См.
подробнее: Агапов П.В., Михайлов К.В.
Уголовная ответственность за финансирование акта терроризма либо террористической организации // Актуальные вопросы криминалистики, судебной экспертизы и иных наук на рубеже веков: Мат-лы Всероссийской интернет-конференции (20 июня 30 июля 2005 г.).
Челябинск: ЧЮИ МВД России, 2005.
С.
3 12; Агапов П.В., Михайлов К.В.
Террористическая организация: пределы криминализации и уголовной ответственности // Проблемы российского законодательства: история и современность: Мат-лы Межрегиональной научно-практической конференции.
Тольятти, 3 4 февраля, 2006 г.
/ Редкол.: Р.В.
Закомолдин и др.
Самара: Самар.
гуманит.
акад., 2006.
Ч.
II.
С.
55 65.


[стр.,50]

"Уголовная ответственность за содействие террористической деятельности: тенденции современной уголовной политики: Моногр...
Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 27.04.2015 КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 50 из 56 <142> В Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 1 марта 2003 г.
N 256-р, обращено внимание на то, что массовая миграция иностранных граждан и лиц без гражданства из государств Закавказья, Центральной и Восточной Азии и их незаконное пребывание в ряде районов России зачастую ухудшают социальную обстановку, создают базу для формирования террористических организаций и политического экстремизма, являются угрозой безопасности России // Собрание законодательства РФ.
2003.
N 10.
Ст.
923.
В этом отношении своевременным считаем Указ Президента РФ от 13 сентября 2004 г.
N 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом", в п.
3 которого в целях недопущения въезда в Россию лиц для участия в террористической деятельности указано на необходимость принятия мер по усилению контроля за выдачей виз дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ за рубежом, а также упорядочения пересечения Государственной границы России гражданами тех стран, с которыми Россия имеет соглашения о безвизовом въезде // Собрание законодательства РФ.
2004.
N 38.
Ст.
3779.
Вскоре после этого Федеральным законом от 28 декабря 2004 г.
N 187-ФЗ УК РФ был дополнен статьей 322.1, устанавливающей ответственность за организацию незаконной миграции // Собрание законодательства РФ.
2005.
N 1 (часть I).
Ст.
13.
Стратегия и тактика борьбы с преступлениями террористического характера должны строиться, исходя из специфических особенностей этих явлений.
Терроризм в первую очередь существует в общественном сознании.
Его основная цель устрашение.
Терроризм это не столько военное, сколько идеологическое социальное явление.
Следовательно, и борьба с ним должна быть не только силовой, но и идеологической, и экономической.
Главная цель борьбы с терроризмом это уничтожение условий его зарождения.
А они, в свою очередь, лежат в той социально-политической системе, которая сложилась в зоне напряженности и в мире в целом.
Рассматривая сегодня терроризм с позиций правоприменения, следует констатировать, что он представляет сложноорганизованную преступную деятельность, нередко связанную с зарубежными идеологическими и финансовыми центрами.
В основу борьбы с указанным видом преступности необходимо заложить глубокую превентивную работу, ядром которой должна стать оперативно-розыскная профилактика.
Необходимо в полной мере осознать, что при обеспечении комплексного подхода к борьбе с преступлениями террористического характера основу этой борьбы должна составлять активная и наступательная работа правоохранительных органов.
Жизненно важно наносить упреждающие удары по террористам.
Именно такую задачу поставил недавно перед МВД РФ Президент, подчеркнувший необходимость превентивного характера действий силовых структур в борьбе с терроризмом <143>.
Работа правоохранительных органов должна стать более целенаправленной и скоординированной по следующим основным направлениям.
-------------------------------<143> См.
подробнее: Алисова Ю.
Президент приказал МВД ударить по террористам первыми // http:// www.utro.ru/ articles/ 2005/07/27/ 462393.shtml.
1.
Перекрытие каналов финансирования, снабжения продовольствием, оружием и боеприпасами лагерей незаконных вооруженных формирований.

2.
Проведение единой информационно-пропагандистской работы, направленной на формирование негативного отношения общества к радикальным религиозным течениям.

3.
Создание сети информационных источников, обеспечивающих получение достоверной информации о местонахождении и передвижении каждого
лидера террористических групп.
Должна быть развернута работа по нанесению морально-психологического урона членам террористических группировок, созданию в их среде панических настроений, подрыва авторитета их лидеров.
К примеру, общеизвестно, что финансирование незаконных вооруженных формирований в Чеченской Республике осуществляется во многих случаях посредством изготовления и реализации поддельных денежных купюр.
Поддельные деньги (в основном фальшивые стодолларовые купюры) не только сбываются под видом настоящих, но выплачиваются в качестве "заработной платы" участникам незаконных вооруженных формирований.
Лидеры экстремистов рассчитывают на то, что в условиях непрерывных военных действий возможности определить факт обмана у рядовых членов террористических группировок сильно ограничены.
Многие из боевиков погибают, просто не успев потратить "заработанные" деньги или передать их родственникам.
Так, по данным ИТАР-ТАСС, 23 июля 2003 г.
в Грозном был задержан финансист одного из бандформирований, находящихся в подчинении у А.
Масхадова.
У задержанного были изъяты фальшивые купюры различного достоинства на общую сумму около 2 млн.

[Back]