Чеченские смертники (например, так называемые «черные вдовы») руководствуются мотивом мести за смерть родственников, погибших в результате военных действий. Национальные психологические особенности, религиознаяШ фанатичность и панический страх перед своими «наставниками» выступают мощнейшим детерминирующим фактором действий чеченских террористовсмертников. Кстати сказать, даже если террористы-смертники не решаются привести в действие взрывные устройства (например, «пояса шахидов»), они подрываются соучастниками, находящимися на безопасном расстоянии, с помощью дистанционного управления (как это предположительно было 5 июля 2003 г. в Тушино)1. Ю. М. Антонян предлагает для объяснения самоубийственного терроризма использовать результаты теоретического осмысления сведений о некрофильских особенностях некоторых категорий насильственных преступников. Анализ эмпирического материала позволил автору выделить следующие качества данных лиц: 1) полное отсутствие психологической идентификации с жертвами; 2) ощущение особого назначения, своей избранности в связи с исполнением чрезвычайно важной и почетной миссии; 3) бессознательное влечение к смерти, в которой они видят не небытие, а некий рубеж, за которым начинается новое существование, гораздо более счастливое и радостное; 4) восприятие смерти, своей и чужой, не как наивысшей катастрофы, а как перехода в 'У новое бытие, решения актуальной и сложной проблемы".% На практике возникает вопрос о моменте окончания вовлечения в совершение преступления террористического характера. Возможны два варианта правовой оценки. Первый вариант считать оконченным указанное посягательство с момента, когда виновный (вовлеченное лицо) осуществит указанные в законе действия (например, террористический акт) либо совершит покушение на соответствующее преступление. Второй вариант —признавать моментом окончания данного деяния возникновение умысла (решимости) у вовлекаемого 62 Кредов С., Шаров А. Смертниц взорвали? // Российская газета. 2003. 8 июля. Антонян Ю.М., Белокуров Г.И.. Боковиков А.К. и др. Этнорелигиозный терроризм / Под ред. Ю.М. Антонян М.: Аспект Пресс, 2006. С. 79-81. |
"Уголовная ответственность за содействие террористической деятельности: тенденции современной уголовной политики: Моногр... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 27.04.2015 КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 30 из 56 ваххабитов религиозно-политическому течению, направленному на возбуждение ненависти к представителям другой национальности и религии, а в июне 2003 г. вошла в состав организованной на территории Чеченской Республики (в г. Грозном) группы приверженцев этой религии, готовых к осуществлению серии взрывов в г. Москве в местах скопления людей, дезорганизации работы учреждений и устрашению населения города. Между участниками этой группы были распределены обязанности. Одному из них отводилась организующая и руководящая роль, а также финансовое обеспечение планировавшихся акций. Другие участники организованной этим лицом группы должны были приобрести взрывчатое вещество, необходимые компоненты для изготовления взрывных устройств, а также организовать их доставку к местам совершения взрывов в г. Москве. После этого входящие в состав группы женщины, в том числе Мужахоева, используя данные самодельные взрывные устройства, должны были путем самоподрыва осуществить взрывы в местах массового скопления людей. 3 и 4 июля 2003 г. из аэропорта "Магас" г. Назрань Республики Ингушетия три женщины, входящие в состав этой группы, в том числе Мужахоева, прилетели в г. Москву и поселились в заранее снятом жилище. В период с 5 по 9 июля 2003 г. членами этой группы, в том числе Мужахоевой, было решено произвести подрыв расположенного в г. Москва, ул. 1-я Тверская-Ямская, дом 4, кафе "Мон" и находящихся в нем людей. С этой целью 9 июля 2003 г. около 18 часов Мужахоева была снаряжена самодельным взрывным устройством и на автомашине марки "ГАЗ-3110" привезена в район Красной площади. Затем осужденная в целях конспирации на такси приехала к кафе "Мон", там в период примерно с 21 ч до 22 ч 30 мин. с целью лишения на почве национальной и религиозной ненависти жизни многих людей путем подрыва самодельного взрывного устройства, укрытого в матерчатой сумке, подошла к кафе и, убедившись в наличии в нем большого числа посетителей, стала выбирать момент для приведения в действие взрывного устройства. Однако поведение Мужахоевой вызвало подозрение работников кафе, и те вызвали сотрудников милиции. Перед задержанием возле кафе Мужахоева пыталась привести взрывное устройство в действие и не менее двух раз переводила тумблеры электровыключателей из положения "OFF" (выключено) в положение "ON" (включено), но в силу неисправности взрывного устройства, т.е. по обстоятельствам, от осужденной не зависящим, взрыва не последовало, а Мужахоева была задержана <84>. -------------------------------<84> Дело N 2-73-16/04 за 2004 г. // Архив Московского городского суда. Подготовка шахидов может продолжаться от нескольких недель до полугода. Все зависит от того, насколько восприимчив человек, как легко он поддается психологическому воздействию. Интересно, что в качестве учебных пособий рассматриваются действия палестинских террористов-смертников. При этом "шайтаны" активно используют психотропные препараты и наркотики (героин, кокаин), но делают это не открыто, а подмешивают их в еду и питье смертника. Об этом свидетельствуют факты ломок (наркотического голода), начинавшихся у нейтрализованных шахидов спустя сутки после задержания <85>. Довольно часто чеченские смертники (например, так называемые черные вдовы) руководствуются мотивом мести за смерть родственников, погибших в результате военных действий. Национальные психологические особенности, религиозная фанатичность и панический страх перед своими "наставниками" выступают мощнейшим детерминирующим фактором действий чеченских террористов-смертников. Кстати сказать, даже если террористы-смертники не решаются привести в действие взрывные устройства (например, пояса шахидов), они подрываются соучастниками, находящимися на безопасном расстоянии, с помощью дистанционного управления (как это предположительно было 5 июля 2003 г. в Тушино) <86>. -------------------------------<85> Кстати, террористки-смертницы Алиева и Элихаджиева не попали 5 июля 2003 г. на стадион в Тушино лишь потому, что не прошли элементарный фейсконтроль. Охрана фестиваля заподозрила, что женщины находятся в состоянии наркотического опьянения. Именно эта счастливая случайность предотвратила вторую Ходынку. Если бы план организаторов террористической акции удался, то огромное число людей погибло бы не только от взрыва, но и в результате неизбежно возникшей давки. <86> См. подробнее: Кредов С., Шаров А. Смертниц взорвали? // Российская газета. 2003. 8 июля. Ю.М. Антонян предлагает для объяснения самоубийственного терроризма использовать результаты теоретического осмысления сведений о некрофильских особенностях некоторых категорий насильственных преступников. Анализ эмпирического материала позволил автору выделить следующие качества данных лиц: "Уголовная ответственность за содействие террористической деятельности: тенденции современной уголовной политики: Моногр... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 27.04.2015 КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 31 из 56 полное отсутствие психологической идентификации с жертвами; ощущение особого назначения, своей избранности в связи с исполнением чрезвычайно важной и почетной миссии; бессознательное влечение к смерти, в которой они видят не небытие, а некий рубеж, за которым начинается новое существование, гораздо более счастливое и радостное; восприятие смерти, своей и чужой, не как наивысшей катастрофы, а как перехода в новое бытие, решения актуальной и сложной проблемы <87>. -------------------------------<87> См.: Этнорелигиозный терроризм. С. 79 81. Как отмечалось в докладе Гражданской комиссии по правам человека о роли психиатрических средств и способов в порождении международного терроризма, методы, используемые теми, кто готовит террористов, включают применение препаратов в сочетании с психологической и идеологической обработкой. По мнению авторов доклада, терроризм не присущ человеческой природе. Смертниками не рождаются ими становятся. В конечном счете, терроризм это плод усилий сумасшедших, помешанных на разрушении. Эти сумасшедшие, как правило, результат применения психологических и психиатрических методов, нацеленных на контроль над разумом и поведением. Смертники не разумны это слабые духом и податливые личности, психологически подготовленные к тому, чтобы безжалостно убивать невинных людей, и безразличные к своей собственной жизни. Это искусственно созданные убийцы <88>. -------------------------------<88> Следует отметить, что применение подобных методик известно еще с древних времен. Обратимся к истории происхождения слова "assassin", означающего "убийца" в ряде европейских языков. В 1090 г. Хасан ибн ас-Саббах создал в горной крепости к югу от Каспийского моря карательный отряд под названием "Орден Исмаила". Прежде чем начинать тренировки будущих убийц, их приводили в бессознательное состояние одурманивающими веществами. Затем их доставляли в великолепный сад, где они получали удовольствие от царившей роскоши и красивых женщин. После того, как будущие убийцы вдоволь наслаждались плотскими утехами, их приводили в чувство и снова возвращали в тренировочный лагерь к Хозяину. Он убеждал учеников в том, что они все время находились рядом с ним и что никакого дивного сада не было; они всего лишь испытали вкус рая, ожидающего их в случае успешно выполненной карательной миссии. Поскольку для одурманивания интенсивно использовался гашиш, убийц стали назвать "хашишийн", а позднее "assassin". На практике возникает вопрос о моменте окончания вовлечения в совершение преступления террористического характера. Возможны два варианта правовой оценки. Первый вариант это считать оконченным указанное посягательство с момента, когда виновный (вовлеченное лицо) осуществит указанные в законе действия (например, террористический акт) либо совершит покушение на соответствующее преступление. Второй вариант признавать моментом окончания данного деяния возникновение умысла (решимости) у вовлекаемого лица совершить какие-либо преступления террористического характера, независимо от того, осуществит ли оно их <89>. -------------------------------<89> См.: Грачева Ю.В., Ермакова Л.Д., Есаков Г.А. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.И. Рарог. М.: ТК "Велби"; Проспект, 2004. С. 371; Кудин В.А. Преступления террористической направленности: понятие и комплексная характеристика: Научнопрактическое пособие. Белгород: БелЮИ МВД России, 2006. С. 62; Бриллиантов А.В. Указ соч. С. 16. Первый вариант квалификации представляется более предпочтительным, хотя бы потому, что является более реальным. Установление же факта "неудавшегося" вовлечения лица в совершение посягательств террористического характера следует расценивать как покушение на преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 205.1 УК РФ. Приготовления к склонению, вербовке или иному вовлечению лица в совершение преступлений террористического характера быть не может, так как последние сами по себе образуют приготовительные действия. Сказанное дает основание для критической оценки высказанного в литературе мнения о возможности приготовления к любому без исключения преступлению, в том числе и с усеченным составом <90>. В последнем случае приготовление возможно только тогда, когда в соответствии с конструкцией данного состава преступления момент его окончания перенесен законодателем на стадию, соответствующую покушению на преступление (например, разбой, посягательство на жизнь сотрудника |