59 ортнизм, и реакциями на них. Закрепление реакций подчиняется "закону упражнения" многократное повторение одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы автоматизирует эти реакции1. Далее рассмотрим, каким образом социальная коммуникация рассматривается в рамках различных научных направлений. Так, представители символического иптеракционизма, в частности Дж. Г. Мид, полагают, что в результате межличностного общения упорядочивается и формируется социальная структура, а процесс развития коммуникативных форм представляет собой социальное развитие. В социальной психологии Мида центральным является понятие межиндивидуалы-юго взаимодействия. «Совокупность процессов взаимодействия конституирует общество и социального индивида одновременно. Действие индивида воспринимается другими людьми, будучи опосредовано значением. Значение это редуцированное взаимодействие, существующее в опыте индивидов»2. Как внутреннюю метафизическую «способность личности открывать в себе чувство другого» рассматривают коммуникацию «персоналисты». Философ-экзистенциалист и писатель Л. Камю рассматривает общение индивидов не как «подлинное», а лишь как акт, в котором проявляется одиночество каждого человека: подлинное общение между людьми невозможно. Единственный способ подлинного общения, считает он это единение индивидов в бунте против «абсурдного» мира3. Н конце 40х-начале 50х гг. XX в. преобладали два подхода к изучению коммуникации. Первый, рационалистический, базировался на концепции технологического детерминизма, в частности теории информационного общества. Такой подход придаст средствам массовой информации роль единственного стимула и источника социального развития. Информация рассматривается расширительно как основа культуры и всех культурных 1 Шарков Ф.И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации // Социологические исследования. 2001. К» 8. С. 52 2Шарков Ф.И. Указ. соч. С. 51. 3Там же. С. 52. |
37 1.2. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ В РАКУРСЕ РАЗЛИЧНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ТРАДИЦИЙ Современные исследования массовой коммуникации отличаются многообразием объектно-предметных оснований, вариативностью методов и эпистемологических статусов реализуемых образовательных, профессиональных и научных проектов. Прежде чем приступить к анализу массовой коммуникации в ракурсе различных исследовательских традиций необходимо иметь в виду, что сам термин «коммуникация» появился в научной литературе сравнительно недавно, в начале XX века, и сейчас широко используется в различных смыслах. Социальная коммуникация первоначально рассматривалась в контексте теоретических выкладок бихевиоризма, символического интеракционизма. Основатель бихевиоризма Джон Б. Уотсон в основу коммуникации ставил не язык как систему, а сами речевые сигналы, манипулирование которыми дает возможность влиять на человека. Поведение человека он отождествлял с системой видимых и латентных реакций по схеме «стимул-реакция»'*0. Бихевиористы в радикальной форме свели все социальные процессы к взаимодействию между стимулами, действующими на человеческий организм, и реакциями на них. Закрепление реакций подчиняется «закону упражнения» многократное повторение одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы автоматизирует эти реакции41. Рассмотрим, каким образом социальная коммуникация рассматривается в рамках различных научных направлений. Так, представители символического интеракционизма, в частности Дж.Г. Мид, полагает, что в результате межличностного общения упорядочивается и формируется социальная структура, а процесс развития коммуникативных 40Watson J.B. Behaviorism. N.Y., 1925. 41 Шарков Ф.И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации // Социологические исследования. 2001. № 8. С. 52. 38 форм представляет собой социальное развитие. В социальной психологии Мида центральным является понятие межиндивидуального взаимодействия. «Совокупность процессов взаимодействия конституирует общество и социального индивида одновременно. Действие индивида воспринимается другими людьми, будучи опосредовано значением. Значение это редуцированное взаимодействие, существующее в опыте индивидов». Как внутреннюю метафизическую «способность личности открывать в себе чувство другого» рассматривают коммуникацию «персоналисты». Философ-экзистенциалист и писатель А. Камю рассматривает общение индивидов не как «подлинное», а лишь как акт, в котором проявляется одиночество каждого человека: подлинное общение между людьми невозможно. Единственный способ подлинного общения, считает он, это единение индивидов в бунте против «абсурдного» мира42. В конце 40-х начале 50-х гг. XX века преобладали два подхода к изучению коммуникации. Первый, рационалистический, базировался на концепции технологического детерминизма, в частности теории информационного общества. Такой подход придает средствам массовой информации роль единственного стимула и источника социального развития. Информация рассматривается расширительно как основа культуры и всех культурных ценностей. Второй — иррационалистический подход представлен понимающей социологией, в основе которой лежит концепция взаимопонимания между людьми. Здесь рассматриваются действия, ставящие своей целью коммуникацию (сознательно использующие знаки) и не имеющие иной цели (А. Шюц). В британской и американской социальной антропологии при изучении процессов коммуникации внутри различных социальных групп широкое распространение получил метод анализа социальных сетей. При таком анализе особое внимание обращалось на описание и исследование возникающих в ходе социального взаимодействия и коммуникации связей 42 Там же. |