Проверяемый текст
Геворгян, Арман Эдикович; Формирование общественного мнения средствами массовой коммуникации в современной России (Диссертация 2006)
[стр. 60]

во ценностей.
Второй — иррационалистический подход представлен понимающей социологией, в основе которой лежит концепция взаимопонимания между людьми.
Здесь рассматриваются действия, ставящие своей целью коммуникацию (сознательно использующие знаки) и не имеющие иной цели (А.
Шюц)1.
В британской и американской социальной
ашропологии при изучении процессов коммуникации внутри различных социальных групп широкое распространение получил метод анализа социальных сетей.
При таком анализе особое внимание обращалось на описание и исследование возникающих в ходе социального взаимодействия и коммуникации связей
(сетей) различной интенсивности и плотности.
«В соответствии с требованиями позитивистской методологии они настаивают на изучении объективно наблюдаем ых форм поведения, в качестве которых признаются процессы социальной коммуникации.
Использование этого подхода в социологии в определенной мере восходит к традиции социометрии Морено, которая у сторонников анализа социальных сетей приобретает структуралистскую и бихевиористскую окраску в силу того, что в расчет не принимаются субъективно-психологические факторы, подчеркивается обусловленность человеческого поведения структурными образованиями, возникающими в ходе
коммуникации»2.
В начале XX в.
наметились два подхода к изучению собственно коммуникативной основы социальной коммуникации.
Первое базировалось на концепции технологического детерминизма.
Наиболее известна теория информационного общества, идущая от работ Д.
Белла и 3.
Бжезинского.
Средства информации рассматриваются в ней в качестве стимула и источника социального развития.
Разработанная Беллом концепция постиндустриального общества, по его мнению, делает излишней социальную революцию.
Бжезинский в книге «Между двух веков.
Роль
1Современнаязападная социология.
Словарь.
М.: Политиздат, 1990.
С.
420.
2Современнаязападная социология.
Словарь.
М.: Политиздат, 1990.
С.
16-17.
[стр. 38]

38 форм представляет собой социальное развитие.
В социальной психологии Мида центральным является понятие межиндивидуального взаимодействия.
«Совокупность процессов взаимодействия конституирует общество и социального индивида одновременно.
Действие индивида воспринимается другими людьми, будучи опосредовано значением.
Значение это редуцированное взаимодействие, существующее в опыте индивидов».
Как внутреннюю метафизическую «способность личности открывать в себе чувство другого» рассматривают коммуникацию «персоналисты».
Философ-экзистенциалист и писатель А.
Камю рассматривает общение индивидов не как «подлинное», а лишь как акт, в котором проявляется одиночество каждого человека: подлинное общение между людьми невозможно.
Единственный способ подлинного общения, считает он, это единение индивидов в бунте против «абсурдного» мира42.
В конце 40-х начале 50-х гг.
XX века преобладали два подхода к изучению коммуникации.
Первый, рационалистический, базировался на концепции технологического детерминизма, в частности теории информационного общества.
Такой подход придает средствам массовой информации роль единственного стимула и источника социального развития.
Информация рассматривается расширительно как основа культуры и всех культурных ценностей.
Второй — иррационалистический подход представлен понимающей социологией, в основе которой лежит концепция взаимопонимания между людьми.
Здесь рассматриваются действия, ставящие своей целью коммуникацию (сознательно использующие знаки) и не имеющие иной цели (А.
Шюц).
В британской и американской социальной
антропологии при изучении процессов коммуникации внутри различных социальных групп широкое распространение получил метод анализа социальных сетей.
При таком анализе особое внимание обращалось на описание и исследование возникающих в ходе социального взаимодействия и коммуникации связей
42 Там же.


[стр.,39]

39 (сетей) различной интенсивности и плотности.
«В соответствии с требованиями позитивистской методологии они настаивают на изучении объективно наблюдаемых форм поведения, в качестве которых признаются процессы социальной коммуникации.
Использование этого подхода в социологии в определенной мере восходит к традиции социометрии Морено, которая у сторонников анализа социальных сетей приобретает структуралистскую и бихевиористскую окраску в силу того, что в расчет не принимаются субъективно-психологические факторы, подчеркивается обусловленность человеческого поведения структурными образованиями, возникающими в ходе
коммуникации»43.
В начале XX в.
наметились два подхода к изучению собственно коммуникативной основы социальной коммуникации.
Первое базировалось на концепции технологического детерминизма.
Наиболее известна теория информационного общества, идущая от работ Д.
Белла и 3.
Бжезинского.
Средства информации рассматриваются в ней в качестве стимула и источника социального развития.
Разработанная Беллом концепция постиндустриального общества, по его мнению, делает излишней социальную революцию.
Бжезинский в книге «Между двух веков.
Роль
Америки в технотронную эру»44с позиций технобюрократического утопизма излагает вариант теории постиндустриального общества, в котором он отождествляет социально-экономическую и научно-техническую модернизацию современного мира с его американизацией, а также обосновывает претензии «новой интеллектуальной элиты» на политическое господство в «технотронном обществе».
В восьмидесятых годах XX в.
под влиянием научно-технической революции, не изменяя своего социальноэкономического содержания, получает развитие <сгеория информационного общества».
В ней производство, распределение и потребление информации рассматривается как преобладающая сфера экономической деятельности 43Современная западная социология.
Словарь.
М.: Политиздат, 1990.
С.
16-17.

44Brzezinski Z.
Between two ages: American'srole in the technetronic era.
N.Y., 1970.

[Back]