Проверяемый текст
Геворгян, Арман Эдикович; Формирование общественного мнения средствами массовой коммуникации в современной России (Диссертация 2006)
[стр. 61]

61 Америки б технотронную эру»1с позипий тсхнобюрократического утопизма излагает вариант теории постиндустриального общества, в котором он отождествляет социально-экономическую и научно-техническую модернизацию современного мира с его американизацией, а также обосновывает претензии «новой интеллектуальной элиты» на политическое господство в «технотронном обществе».
В восьмидесятых годах XX в.
под влиянием научно-технической революции, не изменяя своего социальноэкономического содержания, получает развитие
«теория информационного общества».
В ней производство, распределение и потребление информации рассматривается как преобладающая сфера экономической деятельности
общества и придается излишне большое значение «информационному сектору» экономики, а информационная теория стоимости противопоставляется трудовой теории стоимости.
Второе направление, выступающее под именем понимающей социологии, утверждает, что основным результатом коммуникации является взаимное понимание.
Идеи социального конструктивизма обоснованы в трудах американского ученого П.
Бергера, немецкого социолога Т.
Лукмана.
Т.
Лукман в совместной с П.
Бергером работе «Социальное конструирование реальности» разрабатывает феноменологическую версию социологии знания, изучающую процессы и механизмы, с помощью которых возникают, функционируют, распространяются знания (информация) в
обществе2.
«Конструктивисты» опирались па феноменологическую социологию австрийского философа и социолога А.
Шюца.
Действие рассматривается
Шгацем как цель осуществления коммуникаций.
Он изучал процессы и механизмы, при помощи которых воспроизводится сама реальность.
Ограниченность индивидуального опыта, согласно его воззрению, преодолевается благодаря идеализациям, свойственным повседневному опыту.
Такой процесс приводит к формированию стандартизированной
1Brzczmski Z.
Between two ages: American's role in the tcchnetronic era.
N.Y., 1970.
3 Luekmann T.
The social construction ofreality (with P.
Berger).
N.Y., 1966.
[стр. 39]

39 (сетей) различной интенсивности и плотности.
«В соответствии с требованиями позитивистской методологии они настаивают на изучении объективно наблюдаемых форм поведения, в качестве которых признаются процессы социальной коммуникации.
Использование этого подхода в социологии в определенной мере восходит к традиции социометрии Морено, которая у сторонников анализа социальных сетей приобретает структуралистскую и бихевиористскую окраску в силу того, что в расчет не принимаются субъективно-психологические факторы, подчеркивается обусловленность человеческого поведения структурными образованиями, возникающими в ходе коммуникации»43.
В начале XX в.
наметились два подхода к изучению собственно коммуникативной основы социальной коммуникации.
Первое базировалось на концепции технологического детерминизма.
Наиболее известна теория информационного общества, идущая от работ Д.
Белла и 3.
Бжезинского.
Средства информации рассматриваются в ней в качестве стимула и источника социального развития.
Разработанная Беллом концепция постиндустриального общества, по его мнению, делает излишней социальную революцию.
Бжезинский в книге «Между двух веков.
Роль Америки в технотронную эру»44с позиций технобюрократического утопизма излагает вариант теории постиндустриального общества, в котором он отождествляет социально-экономическую и научно-техническую модернизацию современного мира с его американизацией, а также обосновывает претензии «новой интеллектуальной элиты» на политическое господство в «технотронном обществе».
В восьмидесятых годах XX в.
под влиянием научно-технической революции, не изменяя своего социальноэкономического содержания, получает развитие
<сгеория информационного общества».
В ней производство, распределение и потребление информации рассматривается как преобладающая сфера экономической деятельности
43Современная западная социология.
Словарь.
М.: Политиздат, 1990.
С.
16-17.
44Brzezinski Z.
Between two ages: American'srole in the technetronic era.
N.Y., 1970.


[стр.,40]

40 общества и придается излишне большое значение «информационному сектору» экономики, а информационная теория стоимости противопоставляется трудовой теории стоимости.
Второе направление, выступающее под именем понимающей социологии, утверждает, что основным результатом коммуникации является взаимное понимание.
Идеи социального конструктивизма обоснованы в трудах американского ученого П.
Бергера, немецкого социолога Т.
Лукмана.
Т.
Лукман в совместной с П.
Бергером работе «Социальное конструирование реальности» разрабатывает феноменологическую версию социологии знания, изучающую процессы и механизмы, с помощью которых возникают, функционируют, распространяются знания (информация) в
обществе43.
«Конструктивисты» опирались на феноменологическую социологию австрийского философа и социолога А.
Шюца.
Действие рассматривается
Шюцем как цель осуществления коммуникаций.
Он изучал процессы и механизмы, при помощи которых воспроизводится сама реальность.
Ограниченность индивидуального опыта, согласно его воззрению, преодолевается благодаря идеализациям, свойственным повседневному опыту.
Такой процесс приводит к формированию стандартизированной
типологической структуры восприятия объектов.
Для построения социальной коммуникации используется главный механизм язык46.
Другим направлением этой группы истоков является этнология коммуникации, которая рассматривается иногда как часть этнической социологии.
Все формы социальной коммуникации сводятся к речевой коммуникации, к повседневной речи.
В рамках этносоциологии коммуникации исследуются связи социокультурного знания и речевых единиц.
Этнометодология основывается на определенных теоретических допущениях: 1) на отождествлении социального взаимодействия с речевой 45LuckmarmТ.
The social construction ofreality(with P.
Berger).N.Y., 1966.
46 Терин В.П.
Массовая коммуникация и социологические исследования в США // Вопросы философии.
1970.
№ 12.

[Back]