Проверяемый текст
Степанова, Татьяна Евгеньевна; Закономерности развития экономики, основанной на знаниях (Диссертация 2005)
[стр. 107]

пользователей и покупателей, и продавцов, производителей и потребителей (доступность сайтов одинакова для всех участников информационной сети).
В информационной экономике складывается противоречие между традиционным пониманием рационального и новым типом рациональности.
Суть его заключается в следующем рациональным для субъектов становится то, что соответствует его нормам, на которые преимущественно ориентируется субъект в своей хозяйственной деятельности.
Спектр рациональности становится многообразным и расплывчатым.
Рациональность в ее традиционном понимании как таковая отсутствует в виртуальном секторе экономики, ее синонимами становятся иные понятия скорость, объем, цель, результат, при этом их соотношение может быть различным в пространственно-временных координатах.
В диссертации раскрывается такое противоречие, информационной экономики, как противоположная тенденция стоимости (цены) информации и ценности ее как ресурса (валоризация).
С развитием информационных и телекоммуникационных технологий возрастает их сложность, но одновременно и мощность, позволяющая обрабатывать все большие массивы информации и в более короткий срок.

Со временем цена единицы информационного блага для производителя становится такой низкой, что стоимость ее потребления стремиться к нулю, но никогда его не достигнет, так как существует определенная минимальная стоимость оплаты получаемого блага.
Наряду со снижением цены информации как
производимого блага, одновременно происходит увеличение ценности информации, как ресурса потребляемого другими субъектами для генерации знаний, что подтверждается следующими фактами: ростом стоимости образовательных услуг в различных странах; наличием непосредственной зависимости между уровнем образования и величиной получаемых доходов (в развитых странах); 107
[стр. 107]

В российской экономике уже традиционным стало наделение школьных учителей и вузовских работников статусом «работающих бедных», хотя в ряде коммерческих образовательных структур их заработная плата в несколько раз может быть выше по сравнению с доходами их коллег в государственных школах и вузах.
Помимо этого, существует достаточно устойчивая тенденция: наиболее качественное образование получают дети бюрократической и предпринимательской элиты, они же осваивают и наиболее престижные рабочие места, стажируются в зарубежных фирмах, повышая профессиональную подготовку, имеют высокий карьерный рост в собственной «экологической нише».
Другие субъекты вынуждены учиться в доступных учебных заведениях, где может быть средний уровень их обучения, а определенная часть из школы идет в теневой рынок.
Рассмотрим еще одно противоречие, свойственное экономике, основанной на знаниях.
Речь в данном случае пойдет о противоположных тенденциях движения стоимости (цены) информации и ценности знания.
С развитием информационных и телекоммуникационных технологий возрастает их сложность, но одновременно и мощность, позволяющая обрабатывать все большие массивы информации и в более короткий срок.

В основе развития и распространения информационных технологий лежит закон Мура, открытый еще в 1965 г.
[162, р.
114-117].
Г.
Мур, инженер компании «Intel», предсказал, что процессинговая мощность компьютеров будет увеличиваться каждые 1,5 года.
Это подтверждается реальными данными появлением, например, Pentium в 1993 г.
с числом транзисторов равным 3,1 млн.
ед., Pentium II в 1997 г.
(7,5 млн.
транзисторов), Pentium III в 1999 г.
(24 млн.
транзисторов), Pentium IV в 2000 г.
(42 млн.
транзисторов).
Параллельно происходит снижение цен на компьютеры, уменьшаются коммуникационные издержки, и все больше пользователей подключается к Сети.
Все это в целом определяет объективность процесса уменьшения стоимости средств информатизации и, соответственно, снижение затрат на получение и обработку информации, т.е.
ее цену.
Этой точки зрения придерживаются из

[стр.,108]

вестные ученые.
В частности, Дж.
Гильдер [156, р.12,70], по мнению которого, в ближайшей перспективе (десятилетии) каждые 12 месяцев будет происходить снижение цен на телекоммуникационные технологии, а цена блага для производителя будет стремиться к нулевой отметке.
Это описывает «кривая Гильдера» (рис.
2.2).
Рис.
2.2.
Кривая Гильдера Данный график показывает, что со временем цена единицы блага для производителя становится такой низкой, что стоимость ее потребления стремиться к нулю, но никогда его не достигнет, так как существует определенная минимальная стоимость оплаты получаемого блага.
Наряду со снижением цены информации как
блага, продукта, производимого одними субъектами и потребляемого другими, одновременно происходит увеличение ценности знания, что подтверждается следующими фактами: ростом стоимости образовательных услуг в различных странах; наличием непосредственной зависимости между уровнем образования и величиной получаемых доходов (в развитых странах); увеличением стоимости рабочей силы, одним из элементов которой является стоимость обучения и получение квалификации; расширением сектора знаний и совокупности отраслей, связанных с ним.
Так, их доля в ВВП США к концу девяностых годов прошлого века составляла не менее 60% [43, с.
57].
В отдельных американских фирмах разрабатываются стратегические программы в системе образования.
Фирма «Intel», например, на непрерывное обучение своих сотрудников расходует 100 млн.
долл.в в год.

[Back]