Проверяемый текст
Степанова, Татьяна Евгеньевна; Закономерности развития экономики, основанной на знаниях (Диссертация 2005)
[стр. 91]

' который во многом стал причиной кризиса российской науки.
Сложившаяся в дорыночных условиях научно-образовательная сфера отличалась некоторой «избыточностью» и меньшим прагматизмом,по
сравнению с другими странами.
Но именно это и было конкурентным преимуществом экономики, т.е., накоплен значительный объем прикладных и фундаментальных исследований, многие ученые имели энциклопедический уровень образования.
Эта избыточность, как подчеркивал А.
Фурсенко, обеспечивает , образовательное разнообразие, вариативность и возможность маневра.
Когда отечественная экономика стала открытой, выявилось, что одних только технократических знаний недостаточно, нужны гуманитарные технологии и эффективные механизмы, позволяющие трансформировать
информацию в знания.
Дефицит таких гуманитарных технологий и механизмов сохраняется до сих пор.
Вместе с тем, вследствие глобализации образование все больше технологизируется, и в нашей стране можно применять имеющиеся в этой области наработки с большей пользой.
г Об успехах российских инновационных технологических разработках свидетельствуют такие факты.
Создатель Рау Раі системы « интернет денег», являющейся сейчас платежной системой номер один в мире является выходец из бывшего СССР Макс Левчин.
В 2002 году Рау Раі за 2,2 млрд, долл.
Купил онлайновый мегааукцион еВау, одну из пяти крупнейших интернет компаний мира, сделав его своей расчетной системой.
Большая часть успешных инновационных компаний в США была создана русскими в Калифорнии.
Это такие крупные компании, как Оепезуз ( Г.
Шенкман и А.
Милославский), Асгопіз (С.
Белоусов), Ооо§1е (С.
Брин).
Следует отметить, что в Россиипроизошла «деэлитизация» общества понизился статус науки и образования.
Роль научной элиты как коллективного эксперта, своего рода «третейского судьи» сведена к минимуму, что весьма негативно влияет на процесс принятия решений о приоритетах развития страны.
Укоренилось
далеко не позитивное мнение о бизнесменах, что не стимулирует конструктивное взаимодействие с ними.
і 91
[стр. 295]

Так, министр образования и науки Российской Федерации А.
Фурсенко отмечает, что решение глобальных задач перехода России к экономике знаний может быть найдено в рамках сотрудничества и тесного взаимодействия различных групп общества предпринимателей, ученых, представителей сферы образования.
Полагаем, что в стороне не должны остаться и представители госаппарата, осуществляющие функции управления экономикой.
Особая роль отведена бизнес-сообществам, которые создают совершенно новые направления развития бизнеса, изменяя структуру самого бизнеса.
Оптимистичность прогнозов в отношении возможности перехода к экономике, основанной на знаниях, в России основана на анализе тех кардинальных изменений, которые претерпела экономическая система нашего государства за последнее десятилетие.
Произошла резкая смена всей общественной системы появилась и стала доминировать частная собственность, функционируют рыночные структуры, сложился механизм рыночного ценообразования и т.
п.
Однако, многие социальные сообщества (например, бизнес-элита, средний класс и др.) сложились не полностью и находятся в стадии формирования.
Существующие сообщества предпринимателей, научно-образовательные сообщества в России не в полной мере отвечают сегодняшним реалиям.
Процесс становления российского бизнеса носит однобокий характер и отражает развитие ограниченного числа секторов экономики.
Односторонне развиваются наука и образование все еще сохраняется заметный технократический перекос, который во многом стал причиной кризиса российской науки.
Сложившаяся в до рыночных условиях научнообразовательная сфера отличалась некоторой «избыточностью» и меньшим прагматизмом,
чем на Западе.
Но именно это и было главным конкурентным преимуществом экономики, т.е., накоплен значительный объем прикладных и фундаментальных исследований, многие ученые имели энциклопедический уровень образования.
Когда отечественная экономика стала открытой, выявилось, что одних только технократических знаний недостаточно, нужны гуманитарные технологии и эффективные механизмы, позволяющие трансформиро


[стр.,296]

вать знания в рыночный ресурс, проводить маркетинг, обеспечивать партнерство.
Дефицит таких технологий и механизмов сохраняется до сих пор.
Кроме того, произошла «деэлитизация» общества понизился статус науки и образования.
Роль научной элиты как коллективного эксперта, своего рода «третейского судьи» сведена к минимуму, что весьма негативно влияет на процесс принятия решений о приоритетах развития страны.
Укоренилось
не самое позитивное мнение о бизнесменах, что не стимулирует конструктивное взаимодействие.
В России пока не сформирована система, обеспечивающая взаимодействие сообществ ученых и предпринимателей, не развита соответствующая инфраструктура.
Есть только отдельные примеры успешного сотрудничества предпринимателей и ученых благотворительные научные и образовательные программы ряда крупнейших компаний.
Но это не преодолевает разобщенность различных сообществ в целом и не усиливает их участие в принятии решений для модернизации экономики.
Для конструктивного взаимодействия различных сообществ и их целенаправленного движения к экономике знаний необходим выбор приоритетов развития отраслей и экономики страны в целом.
Для этого надо четко определить правила выбора, выработать прозрачную процедуру принятия решений и обеспечить эффективную практическую реализацию процесса, возложив на государство задачу создания условий для претворения их в жизнь.
Эта «стратегия общего выигрыша» предполагает также активное участие средств массовой информации в привлечении внимания общества к этим проблемам формированию экономики, основанной на знаниях.
Сохранение сырьевой ориентации российской экономики в течение еще 10-15 лет, по мнению ученых, означало бы утрату возможности использовать знания как фактор экономического развития.
Переход от сырьевой экономики к инновационной необходим и должен быть ускорен.
Особого внимания в силу своей концептуальности заслуживает позиция академика Д.
Львова, суть которой заключается в том, что построение экономики знаний в России напрямую зависит от решения проблемы использования

[Back]