Проверяемый текст
Николаенко, Валерий Дмитриеви; Военно-политическая интеграция на постсоветском пространстве: проблемы и перспективы развития (Диссертация 2005)
[стр. 102]

102 войны приобрел затяжной и во многом неуправляемый характер.
Создалась ситуация, несущая в себе большой кризисный потенциал и одновременно мало приспособленная к предотвращению и урегулированию глобальных проблем безопасности на коллективной основе»1.
В этих условиях вполне объяснимо усиление роли региональных
организаций, создание новых с переплетающимися и взаимодополняющими друг друга сферами интересов.
Примером могут служить
Шанхайская организация сотрудничества и ОДКБ, имеющие ряд совпадающих целей и областей деятельности, прежде всего в том, что касается противодействия новым вызовам и угрозам.
Особую угрозу для всеобщего мира представляет стремление международных террористов получить доступ к оружию массового уничтожения.
По словам
директора ЦРУ США Дж.
Тенета, «организация Бен Ладена лишь одна из десятка террористических групп, которые проявляли интерес к химическому, бактериологическому, радиоактивному и ядерному оружию или уже получили
его»2.
Упомянутые и другие региональные организации сферы безопасности в определенной мере «разгружают» ООН от ряда функций неглобального характера, что особенно важно в период ее затянувшейся модернизации.
Но при этом
ООН сохраняет главенствующую роль, и эти региональные организации не заменяют ее механизмы, а дополняют их, действуя в строгом соответствии с Уставом ООН и принципами международного права в целом.
Непременной является обязательная санкция Совета Безопасности ООН в случае осуществления силовых акций региональными организациями и отдельными государствами.

1 Иванов И.С.
Международная безопасность в эпоху глобализации // Россия в глобальной политике.
2003.
№ 1.
Январь-март.
С.
39.

1Цит.по: Примаков Е.М.
Мир после 11 сентября.
С.
27.
[стр. 304]

что финансово-экономический глобализм начинает переходить в военный глобализм.
Все это означает повышение актуальности формирования общего пространства безопасности на постсоветском пространстве.
Россия и другие государства СНГ и ОДКБ находятся между двумя важными полюсами процесса глобализации Западной Европой и Восточной Азией.
Это предполагает не изолированность, а взаимодействие этих постсоветских организаций с окружающей военно-политической средой.
Однако из-за различия в финансово-экономической мощи взаимозависимость и сотрудничество между различными субъектами глобализации приобретает зачастую асимметричный характер, что отражается на политике и военно-политической сфере, приводит к ситуации, когда глобализация предоставляет новые рычаги для политического давления на государства.
Одновременно государства или политические силы, обделенные благами глобализации, являются питательной средой для терроризма и иных проявлений экстремизма.
Отсюда задача наращивания экономической составляющей безопасности.
Как отмечал бывший Министр иностранных дел, а ныне Секретарь Совета безопасности РФ И.С.
Иванов, «в целом процесс формирования новой системы международных отношений после окончания холодной войны приобрел затяжной и во многом неуправляемый характер.
Создалась ситуация, несущая в себе большой кризисный потенциал и одновременно мало приспособленная к предотвращению и урегулированию глобальных проблем безопасности на коллективной основе» .
В этих условиях вполне объяснимо усиление роли региональных
организации, создание новых с переплетающимися и взаимодополняющими друг друга сферами интересов.
Примером могут служить
Шан1 Иванов И.С.
Международная безопасность в эпоху глобализации // Россия в глобальной политике.2003.
№ 1.
Январь-март.
С.
39.

304

[стр.,305]

хайская организация сотрудничества и ОДКБ, имеющие ряд совпадающих целей и областей деятельности, прежде всего в том, что касается противодействия новым вызовам и угрозам.
В эпоху, когда в целом не предвидится ядерного столкновения и отношения между ядерными державами перешли в плоскость взаимопонимания и сотрудничества, тяжесть угроз сместилась с глобального на региональный уровень.
В то же время нельзя недооценивать возможности эскалации локальных и даже региональных конфликтов, особенно с возникновением новых вызовов и угроз как по сути универсального явления.
Не может не вызывать серьезной тревоги активизация международных террористических структур, их стремление получить доступ к оружию массового уничтожения, «перетекание» ячеек «Аль-Каиды», прежде всего, в регион Юго-Восточной Азии.
Террористическая угроза и другие проявления экстремизма исходят не только с азиатского континента, но и, например, из далекой Латинской Америки.
Достаточно назвать район «трехграничья» Аргентины, Бразилии и Парагвая, который используется террористами в качестве «тыловой базы» и превратился в региональный центр контрабанды оружия, осуществления незаконных финансовых операций, наркобизнеса и другой преступной деятельности.
Особую угрозу для всеобщего мира представляет стремление международных террористов получить доступ к оружию массового уничтожения.
По словам
бывшего директора ЦРУ США Дж.
Тенета, «организация Бен Ладена лишь одна из десятка террористических групп, которые проявляли интерес к химическому, бактериологическому, радиоактивному и ядерному оружию или уже получили
его»1.
Региональные организации сферы безопасности в определенной мере «разгружают» ООН от ряда функций неглобального характера, что особенно важно в период ее затянувшейся модернизации.
Но при этом
1Цит.по: Примаков Е.М.
Мир после 11 сентября.
С.
27.

305

[стр.,306]

ООН сохраняет главенствующую роль, и эти региональные организации не заменяют ее механизмы, а дополняют их, действуя в строгом соответствии с Уставом ООН и принципами международного права в целом.
Непременной является обязательная санкция Совета Безопасности ООН * в случае осуществления силовых акций региональными организациями и отдельными государствами.

В то же время следует отметить и определенное новаторство, проявленное СНГ при проведении операций по поддержанию мира.
Содружество с учетом инертности ООН при одобрении глав государств СНГ и с согласия конфликтующих сторон шло на проведение ОПМ, например, в Абхазии, Грузия, под свою ответственность и своими силами.
При этом Содружество неукоснительно соблюдает три основополагающих принципа поддержания мира согласие сторон, беспристрастность и неприменение силы, за исключением случаев самообороны.
В дальнейшем параллельно с этими силами действовали миссии наблюдения ООН, Совет Безопасности ООН регулярно рассматривал доклады Генсекретаря ООН о ситуации в районах конфликта и принимал соответствующие резолюции, в которых оценивалась деятельность этих миссий и уровень их взаимодействия с миротворческими силами СНГ .
Эту специфику, видимо, целесообразно учитывать при модернизации ООН и в любом случае при придании миротворческих функций ОДКБ и проведении ею конкретных ОПМ.
В любом случае должна сохраняться тесная иерархическая связь между ООН и региональными организациями.
Не случайно Президент В.В.Путин в выступлении на 58-й сессии Генассамблеи ООН 25 сентября 2003 г., отметив полезность активизации работы в рамках ООН с региональными международными структурами, 1Зайцев Г.А.
Миротворческая деятельность СНГ // Дипломатический ежегодник 1996 г.
М.: 1997.
С.
80-81.
306

[Back]