Проверяемый текст
Николаенко, Валерий Дмитриеви; Военно-политическая интеграция на постсоветском пространстве: проблемы и перспективы развития (Диссертация 2005)
[стр. 17]

17 щее нарушение всеобщего мира или создание угрозы безопасности народов в какой бы то ни было форме1.
Угроза или подрыв международной безопасности до недавних пор связывались почти исключительно с военной угрозой или военными действиями.
В современных условиях понятие
региональной безопасности охватывает не только ограждение от классических военных угроз, но и экономическую, информационную безопасность, а также, особенно в последние годы, нейтрализацию новых угроз и опасностей, среди них кибертерроризм и информационные войны, международный терроризм, незаконный оборот наркотиков, организованная преступность, контрабанда оружия, незаконная миграция, теневизация экономики, ослабление институтов государства2 и др.
Удельный вес непосредственно военной угрозы сокращается, хотя потенциально военная сила для обеспечения безопасности остается превалирующей, поскольку масштаб новых вызовов и угроз, зачастую, требует военного ответа или, по крайней мере, наличия соответствующего военного потенциала как средства сдерживания.
В
раде случаев при таких угрозах, как экономическая, экологическая, информационная, наркотическая, эпидемиологическая, государствам и международному сообществу приходится мобилизовывать более широкий арсенал средств, выходящий за рамки чисто военнополитических.
Отсутствие системы региональной безопасности, политика умиротворения агрессора, практически способствовали развязыванию гитлеровской Германией Второй мировой войны.
Победа в ней государств антигитлеровской коалиции, учреждение ООН и принятие ее Устава
от1Дипломатический словарь.
Т.
HI.
-М : Наука, 1985.
С.
190.
2См.: Буркин А.И., Возжеников А.В., Синеок Н.В.
Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов.
М.: Изд-во РАГС, 2005.
С.216-269; Воротников В.П.
Из тени к свету.
Российское общество на перепутье.
М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004.
С.203-242.
[стр. 33]

Принято считать, что у истоков самого термина «коллективная безопасность» стоял на исходе Первой мировой войны Президент США В.Вильсон и созданная во многом благодаря его усилиям Лига наций.
Поначалу это понятие ассоциировалось с исключительно военным ответом на те или иные угрозы или агрессию.
Однако со временем оно обогащалось, обрастало новыми элементами, которые подсказывали реалии международной жизни.
В современных условиях понятие
безопасности охватывает не только ограждение от классических военных угроз, но и экономическую, информационную безопасность, а также, особенно в последние годы, нейтрализацию новых угроз и вызовов, среди них международный терроризм, наркоугроза, организованная преступность, контрабанда оружия, незаконная миграция, отмывание денег, информационные войны, теневая экономика и др.
Таким образом, удельный вес непосредственно военной угрозы сокращается, хотя потенциально военная сила для обеспечения безопасности остается превалирующей, поскольку масштаб новых вызовов и угроз зачастую требует военного ответа или, по крайней мере, наличия соответствующего военного потенциала как средства сдерживания.
В
ряде случаев при таких угрозах, как экономическая, экологическая, информационная, наркотическая, эпидемиологическая, государствам и международному сообществу приходится мобилизовывать более широкий арсенал средств, выходящий за рамки чисто военнополитических.
Проблематика коллективной безопасности приобрела актуальность после Первой мировой войны, когда европейские государства и США встали перед необходимостью принятия превентивных мер против возрождения германского милитаризма, для предотвращения новой вой1Воротников В.П.
Из тени к свету.
Российское общество на перепутье.
М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004.
С.203-242.

33

[стр.,35]

мирного сосуществования государств, независимо от их общественнополитического строя, свидетельством чему явилось подписание его Советским Союзом.
В интересах предотвращения войны коллективными усилиями и после выхода из Лиги наций Германии и Японии СССР присоединился и к Лиге наций, по приглашению этой организации.
Это было сделано несмотря на все ее недостатки, и в первую очередь, как отмечал при присоединении в 1934 г.
министр иностранных дел СССР М.М.
Литвинов, декларативность ее постулатов, отсутствие надлежащих гарантий безопасности с ее стороны .
В этих условиях особое значение могли бы иметь региональные пакты взаимопомощи с участием широкого круга европейских государств.
Поэтому Советский Союз инициировал подписание соглашений о взаимной помощи как с западноевропейскими, так и с восточноевропейскими государствами, предусматривающих оказание военной помощи государству, подвергшемуся «невызванному нападению» в соответствии со ст.16 Статута Лиги наций.
Однако часть инициатив о колагрессору была сорвана, а подписанные соглашения не выполнялись.
Отсутствие системы коллективной безопасности, политика умиротворения агрессора практически способствовали развязыванию гитлеровской Германией Второй мировой войны.
Победа в ней государств антигитлеровской коалиции, учреждение ООН и принятие ее Устава
открыли новый этап в усилиях по созданию системы коллективной безопасности.
Созданная для поддержания международного мира и безопасности и принятия с этой целью коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии и других нарушений 1Там же.
С.
47.
35

[Back]